Как показал эксперимент, доступный приматам уровень владения игрой примерно эквивалентен уровню четырехлетнего ребенка.
Помните общеизвестную детскую игру? Дети чуть постарше в нее уже не играют, но часто используют как быстрый аналог считалки. У игры две прелести. Во-первых, она совершенно не требует какого-либо инвентаря, достаточно иметь одну свободную руку. Во-вторых, фигурирующие в ней воображаемые объекты «сильнее» друг друга по кругу: ножницы тупятся о камень, тот заворачивается в бумагу, а бумага режется ножницами. Чтобы овладеть этой «закольцованной» связью, требуется определенный уровень логического мышления. В состоянии ли наши ближайшие родственники его достичь?
Ученые из Киотского университета (Япония) решили выяснить этот вопрос на практике. В эксперименте приняли участие семь шимпанзе разного возраста и пола, живущие в Исследовательском институте приматов при Киотском университете. Подопытные сидели в кабинах с сенсорным экраном и учились выбирать сильнейший из двух игровых вариантов, которые они видели на экране. Сначала они узнали вариант «бумага-камень», затем «камень-ножницы» и, наконец, оставшийся вариант «ножницы-бумага», завершающий логический круг. Как только обучаемые освоили эту человеческую премудрость, им было предложено выбрать победителя из совокупности случайных вариантов.
Пять из семи шимпанзе завершили обучение после 307 сеансов, еще двое — заметно позже. Примечательно, что освоение третьего варианта («ножницы-бумага») потребовало больше времени, чем первые два. При его добавлении концепция утрачивает линейность — сильный вариант побеждает предыдущего победителя — и становится круговой.
Затем такому же обучению по той же методике были подвергнуты человеческие дети в возрасте от трех до шести лет, отобранные в детском садике города Синсянь китайской провинции Хэнань. История умалчивает, как так вышло, что дети до шести лет еще не были знакомы с игрой, но их успехи явно превосходили обезьяньи — детям (их было 38: 17 девочек и 21 мальчик) потребовалось в среднем пять сеансов, чтобы освоить нехитрые правила. При этом участники начиная с четырех лет играли уже явно вполне сознательно, это говорит о том, что именно в этом возрасте у человека появляется способность «закольцевать» лежащую в основе процесса логическую конструкцию.
Показательный матч детей против обезьян обещал быть очень зрелищным, но в планы экспериментаторов не входил, они все-таки наукой занимались, а для научных целей полученного материала достаточно и так. Выяснилось, что шимпанзе могут овладеть нехитрой человеческой забавой и лежащей в ее основе логикой примерно на уровне четырехлетнего ребенка, хотя и значительно медленнее.
С подробностями эксперимента можно ознакомиться в статье авторов, опубликованной в журнале Primates.