Рубрика Наука

Обезьяны впервые получили в суде почти человеческие права — и тут же потеряли их

Проводя рассмотрение одного из дел, суд в Нью-Йорке постановил, что на шимпанзе распространяется действие Habeas Corpus – требования о доставке арестованного в суд для выяснения правомерности содержания его под стражей. Впрочем, сообразив, насколько странно это смотрится, судья вскоре отозвала свое решение.

Вообще споры о наделении животных – прежде всего, конечно, таких развитых как обезьяны или дельфины – некоторыми «человеческими» правами разворачиваются в последние годы нешуточные. Чем больше мы узнаем их, тем больше понимаем, что разница между нами не столько качественная, сколько количественная.
 
Они общаются и мыслят, переживают и сопереживают почти как люди. И хотя их доводы в суде пока не принимаются, все больше специалистов выступают за жесткие ограничения в обращении с этими животными, а некоторые даже ратуют за создание особого понятия животной личности. Недавний случай с американской судьей Барбарой Джаффи (Barbara Jaffe) напоминает об этих дискуссиях, пускай и в несколько курьезной форме.
 
Дело это тянется уже не один год. Все началось с того, что группа защитников прав животных Nonhuman Rights Watch обратилась в суд с требованием освободить «содержащихся в незаконном заключении» четырех шимпанзе: Геркулеса и Лео в Университете Стони Брук и еще одной пары обезьян, живущих у частных владельцев, имена которых держатся в тайне. К 2013 году заявление было рассмотрено тремя судами низшей инстанции, пока не добралось до Верховного суда Нью-Йорка.
 
Руководившая заседанием судья Джаффи назначила рассмотрение дела на 6 мая, потребовав явиться на него представителей Стони Брук, чтобы ответить на вопросы. Однако адвокаты Nonhuman Rights Project заявили, что дело должно рассматриваться без ущемления прав одной из сторон, и судья согласилась с их доводами, апеллируя к понятию Habeas Corpus.
 
Защитники животных встретили предписание аплодисментами. «У нас имеются точные научные данные, чтобы перед лицом закона доказать, что слоны и высшие приматы, киты и дельфины являются личностями и заслуживают права на свободу», – прокомментировала ситуацию руководитель Nonhuman Rights Project Натали Просин (Natalie Prosin). Впрочем, судье Джаффи шумиха явно не понравилась: вскоре предписание было отозвано и упоминание о правах шимпанзе из него исчезло.
 
Однако дело продолжает развиваться, и какое решение будет принято по итогам заседания 6 мая – нам еще предстоит узнать. Будем держать руку на пульсе.
 

Вам будет интересно: