Психология

Молодежь признала недостаточными знания, полученные в ходе обучения

Социологи из ТюмГУ выяснили, что лишь каждый четвертый опрошенный отмечает достаточность полученных в ходе обучения знаний для достижения профессиональной успешности.

Специалисты проводили опрос в 20 организациях основных отраслей экономики ряда городов и сел Тюменской области среди почти тысячи человек в возрасте от 18 до 30 лет. Итоги работы опубликованы в журнале «Образование и наука».


Важный аспект готовности молодого специалиста к конкурентному взаимодействию — это профессиональная теоретико-прикладная база, сформированная во время обучения в профессиональном учебном заведении.

«Лишь 24% опрошенных отмечают достаточность полученных в ходе обучения знаний для достижения профессиональной успешности, — сообщила доцент кафедры общей и экономической социологии ТюмГУ Галина Ефимова. — Более чем половине опрошенных (53%) таких знаний не всегда хватает.

Примечательно, что молодые работники, считающие себя конкурентоспособными, чаще ощущают несоответствие полученных во время обучения компетенций современным жизненным и трудовым реалиям (22% против 17% у неконкурентоспособных), а их достаточность — лица с противоположной позицией: 38%, что в 1,3 раза выше аналогичного показателя среди заявивших о способности конкурировать».


Полученные данные свидетельствуют о том, что молодые люди, ориентированные на конкурентные стратегии в жизни и карьере, объективно оценивают уровень своей компетентности и готовы его повышать, поскольку видят перспективы большего соответствия требованиям работодателя.

Как правило, они уже сталкивались на практике с ситуациями, которые позволяли проверить на прочность полученные в студенческие годы знания и навыки,а также объективно оценить качество своего обучения.

Любопытно, что вполне удовлетворительным для успешной конкуренции на тех предприятиях и в организациях, где работают респонденты в настоящее время, его признали больше половины опрошенных (58%), но каждый третий из них отметил недостаточность вузовских знаний (36%).


Сегодня три четверти участников исследования (78%) работают по специальности (профилю), полученной в учреждении профессионального образования (у 38% она полностью соответствует фактически выполняемым обязанностям, у 40% — частично). Значительное число тех, чья деятельность связана с приобретенной специальностью, составляют конкурентоспособные респонденты (40% против 24% не склонных к соревновательности).

Такой результат вполне логичен и объясняется тем, что обучение обеспечивает базовый уровень для наращивания знаний, умений и компетенций, позволяя молодому специалисту на новом месте работы формировать конкурентную стратегию и максимально ярко проявлять свои способности и таланты.

Несомненно, он будет испытывать большую устойчивость и уверенность, нежели его ровесник, кардинально изменивший профессиональный путь и выбравший сферу занятости, далекую от указанной в дипломе специальности. В этом случае вместо раскрытия имеющегося потенциала ему предстоит накопление знаний, умений и навыков в области новой профессии.

Причем уже не под контролем преподавателей, а стихийно и без гарантии достойного результата. Поэтому для такого сотрудника велик риск разочарования и вероятность дальнейшего (не всегда успешного) поиска нового места работы (или новой сферы деятельности).