История

Сталинские соколы: мифы и реальность

Пожалуй, ни одно событие в человеческой истории не знало столько мистификаций, как Вторая мировая война. Не стала исключением и самая трагическая ее страница – Великая Отечественная война. Намеренное искажение фактов стало неотъемлемой частью многих исследований о войне, с чьей бы стороны эти исследования не проводились. Сегодня мы поговорим о воздушном противостоянии СССР с нацистской Германией и постараемся отделить правду от вымысла.

Миф №1: Начало войны и разгром советской авиации

Нападение Германии не было для советского руководства полной неожиданностью, как это утверждали советские историки. СССР и Германия долгие годы готовились к новой войне в Европе. Тем не менее блицкриг Гитлера на начальном этапе имел головокружительный успех. Одна из главных причин этого заключалась в том, что люфтваффе (военно-воздушным силам нацистской Германии) удалось взять инициативу на начальном этапе войны. Но многие обыватели полагают, что почти вся советская авиация была уничтожена в первый день войны, и немцы могли безнаказанно действовать в небе СССР. Схожей точки зрения придерживаются некоторые отечественные и зарубежные историки. Но правдива ли она? 

К лету 1941-го года нацистская Германия и ее союзники имели 4600 боевых самолетов, готовых к операции «Барбаросса» – нападению на СССР. Общее количество самолетов, бывших в распоряжении Красной Армии, на тот момент составляло примерно 19 тысяч единиц. Из них 8,5 тыс. самолетов находились на территории западных военных округов. Формально, советские ВВС имели почти двукратное преимущество над своим противником. Но пускай обманчивые цифры не вводят читателя в заблуждение – основная часть советского авиапарка безнадежно устарела и не могла составить конкуренцию немецкой технике. Из всего советского авиапарка лишь 20% самолетов могли на равных бороться с машинами люфтваффе. Что же стало причиной столь плачевной ситуации? 

Не стоит забывать, что в 1930-е годы военная авиация Страны Советов была мощнейшей в мире. Тогда на вооружении Красной Армии находились самые совершенные боевые самолеты, и чувство собственного превосходства привело к беспечности руководства СССР. В 1937-м году на вооружение люфтваффе поступил истребитель Messerschmitt BF 109 – самый массовый немецкий самолет Второй мировой. Уже тогда эта машина во многом превосходила советские аналоги, а к 1941-му году появились еще более совершенные модификации легендарного «Мессершмитта». К этому времени советская авиация только начала получать современные машины. На место стареньких «Ишаков» (И-16) и «Чаек» (И-153) приходили более совершенные самолеты, такие как Як-1, ЛаГГ?3 и МиГ-3. К сожалению, их было совершенно недостаточно для того, чтобы противостоять хорошо оснащенным асам люфтваффе. 

И-16 – одномоторный поршневой истребитель-моноплан, созданный в ОКБ Поликарпова / ©picstopin.com

Последствия нападения 22 июня 1941-го года для советской авиации, как и для всей Красной Армии, были плачевными. Только за первый день на приграничных аэродромах было уничтожено около 800 боевых самолетов, еще 300 были потеряны в воздушных боях. Всего же за несколько дней советская авиация лишилась около двух тысяч боевых машин. Одна из причин случившегося заключалась в просчетах военного командования СССР – авиабазы находились слишком близко к границе. Настолько близко, что в первый же день войны на некоторые авиабазы посыпался град снарядов немецкой артиллерии. 

Но вопреки расхожему мнению, ликвидировать воздушную угрозу немцам все же не удалось. Многие советские самолеты уцелели после налетов люфтваффе, и уже в первый день войны нацисты поняли, что война на Восточном фронте не будет легкой. Русские летчики оказались невероятно опасными противниками, героизм которых, по мнению немцев, граничил с безумием. Уже в первый день войны германские летчики познакомились с воздушным тараном – лейтенант Дмитрий Кокорев протаранил разведчик Do 215. Сам летчик остался жив, но многим его товарищам, решившимся на столь отчаянный шаг, повезло гораздо меньше. Всего же за первые восемь часов войны советскими летчиками было совершено пятнадцать таранов. 

В первый же день войны немцы потерпели неудачу на южном направлении, сумев уничтожить на аэродромах лишь 3% советских самолетов. На этом направлении немцы потеряли примерно столько же самолетов, сколько и наши. 

Messerschmitt Bf.109 – одномоторный поршневой истребитель-низкоплан, стоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет / ©karopka.ru

Первое серьезное поражение на Восточном фронте силы люфтваффе потерпели в небе над Москвой. Летом 1941-го года столицу СССР обороняли 580 истребителей и около одной тысячи зенитных установок. С 22 июля по 15 августа 1941-го около 1700 немецких самолетов принимали участие в бомбардировках Москвы. Но из всей воздушной армады до столицы смогли долететь лишь 70 машин (остальные сбрасывали бомбы, не долетая до цели, и уходили на свой аэродром), а общие потери люфтваффе составили около 200 самолетов. Всего же в период между июлем 1941-го и апрелем 1942?го во время налетов на Москву немцы потеряли 950 крылатых машин. При этом дойти до своей цели удалось лишь 230 немецким бомбардировщикам. Для немецкого командования провал был настолько очевиден, что в апреле 1942-го лишь два немецких самолета предприняли попытку сбросить бомбы на столицу СССР. 

Одно из самых очевидных свидетельств надуманности мифа о полном разгроме советской авиации – события сентября 1941-го года. Тогда, к полной неожиданности немцев, в небе над Берлином появились советские бомбардировщики Ил-4 
и Пе-8. 

Между июнем и ноябрем 1941-го года воздушные силы Германии потеряли свыше пяти тысяч самолетов, почти все – на Восточном фронте. Ни о каком полном доминировании в воздухе не могло быть и речи. Более того, уже в 1941-м году германская авиационная промышленность не могла восполнить потерь на Восточном фронте. Для немцев такая ситуация была катастрофой, и 17 ноября 1941-го года генерал Эрнст Удет, ответственный за снабжение люфтваффе военной техникой, покончил с собой.

Як-1 – одномоторный самолет-истребитель. Первый боевой самолет, разработанный КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева, как опытный истребитель И-26 / ©Ilya Morozov

Миф №2: Ил-2: чудо-оружие Красной Армии 

Штурмовик Ил-2 – самый массовый боевой самолет в мировой истории. Больше того, если бы не легкий гражданский самолет Cessna 172, советский штурмовик стал бы вообще самым массовым самолетом всех времен и народов. С 1941-го по 1945-й было произведено 36 тысяч 183 единицы штурмовиков Ил?2. Ни одно упоминание о Великой Отечественной войне не обходится без имени этой машины. Нередко Ил-2 приписывают самые невероятные качества – якобы один вид этого самолета наводил ужас на немецких солдат, а советские летчики сбивали на нем «Мессершмитты». Все вышесказанное, конечно, имеет под собой основание, но мифы об Ил-2 нередко воспринимаются слишком буквально. 

Для своего времени Ил-2 – действительно уникальный самолет, и на момент начала войны у немцев ничего подобного попросту не было. Но штурмовик Ильюшина не был «непобедимым», как его иногда описывают, и обладал множеством недостатков. 

Ил-2 – самый массовый боевой самолет в истории, выпущено более 36 тысяч штук / ©A. Kwanten

Ранние серии Ил-2 были одноместными и вообще не имели оборонительного вооружения. Более поздние модификации штурмовика получили оборонительное вооружение (один пулемет) – слабый контраргумент против опытных немецких летчиков-истребителей. Кроме того, защита бортового стрелка была очень слабой, и нередко в качестве второго члена экипажа брали кого-то из штрафников. Иными словами, штурмовик был почти беззащитен против истребителей, и в случае столкновения с «Мессерами» или «Фокке-Вульфами» единственной надеждой летчика оставалась живучесть машины. 

Кстати, Ил-2 был действительно очень живуч, но это не смогло предотвратить огромных потерь среди летного состава. Проблема заключалась в том, что броня Ил-2 выдерживала пулевые попадания, но защитить от снарядов зенитной артиллерии она уже не могла. Конечно, большая часть самолетов Второй мировой не имела и такого бронирования, и для них даже одиночное попадание могло стать смертельным. И все же летчиков-штурмовиков погибало несопоставимо больше, чем летчиков-истребителей. В силу огромного риска, по некоторым данным, в начале войны звание Героя Советского Союза летчику-штурмовику присваивали всего лишь за десять боевых вылетов! 

Юнкерс Ju 88 – использовался как бомбардировщик, скоростной бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, ночной истребитель и как часть летающей бомбы в проекте Mistel / ©Falkster

Серьезными недостатками Ил-2 были относительно низкая скорость и небольшая боевая нагрузка. Штурмовик мог брать несколько стокилограммовых бомб и реактивные снаряды, что было совершенно недостаточно для борьбы с танками вермахта. Более поздние серии Ил-2 получили мощные пушки калибра 23 мм (также могли устанавливаться орудия калибра 37 мм), а арсенал подвесного вооружения пополнился кассетными бомбами. 

Юнкерс Ju-87 – одномоторный двухместный (пилот и задний стрелок) пикирующий бомбардировщик и штурмовик / ©airmag

Несмотря на все недостатки, Ил-2 был одним из лучших самолетов-штурмовиков Второй мировой войны. В 1945?м году на его базе был разработан Ил-10, лишенный большинства недостатков своего прародителя. Сама же концепция бронированного штурмовика в будущем не раз доказала свою правильность. 

Heinkel He 111 – немецкий средний бомбардировщик, один из основных бомбардировщиков люфтваффе/ ©Alamy

Миф №3: Советские истребители были хуже немецких 

Едва ли не самым распространенным мифом о Великой Отечественной войне является тезис о технологическом превосходстве немцев. Якобы по уровню военной техники Германия опережала СССР на десять и более лет. Но подобная точка зрения доказывает лишь незнание сути вопроса. Опровергнуть мнение о превосходстве нацистской военной техники очень просто – достаточно почитать мемуары самих немцев. Кроме того, имей нацисты принципиально лучшую военную технику, блицкриг на Восточном фронте, скорее всего, завершился бы успехом. Для немцев, разумеется. 

Сразу нужно оговориться, что по культуре производства немецкая авиатехника, особенно в начале войны, была действительно лучше советской. 

Это стало следствием невероятно сложных условий, в которых приходилось работать отечественным самолетостроителям. Многие предприятия были эвакуированы на восток, и им приходилось налаживать производство буквально с нуля. Несмотря на это, уже с 1943-го года советские самолеты по своим характеристикам не уступали, а нередко и превосходили немецкие аналоги. 

©NS

В начале войны советским летчикам пришлось переучиваться со старых, но хорошо освоенных машин на новые истребители – абсолютно незнакомые. В военные части начали массово поступать новые истребители Як-1 и ЛаГГ?3 – машины, имевшие множество недоработок, свойственных новой технике. Устранять недостатки приходилось уже в боевых условиях. 

В конце 1942-го года советские летчики получили истребитель Ла?5, обладавший огромным потенциалом. Но настоящим прорывом можно считать его более поздние модификации – Ла?5Ф и Ла-5ФН. Эти машины появились на фронте в 1943-м году. Обладая мощным вооружением, Ла-5Ф и Ла-5ФН имели превосходство над лучшими немецкими истребителями (такими, как BF 109G?2) по горизонтальной маневренности и сравнялись с ними в маневренности по вертикали. С учетом того, что вертикальные маневры были излюбленной тактикой пилотов люфтваффе, появление Ла-5Ф/ФН стало для них настоящим сюрпризом. На Ла-5 начал свой путь выдающийся летчик Иван Кожедуб – самый результативный из советских асов. 

Нельзя обойти стороной самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны – Як?9. Всего было построено более 16 тысяч этих машин. Созданный на базе Як-1, этот самолет был лишен многих недостатков своего предшественника. Помимо высоких летно-технических характеристик, Як-9 отличала простота и надежность. Советские летчики любили эту машину, более того, выдающийся немецкий ас Герхард Баркхорн назвал Як-9 лучшим истребителем войны. Важной вехой в развитии советских истребителей стала одна из модификаций Як-9 – Як-9Т. Главное отличие самолета – мощная пушка НС-37 калибра 37 мм. До появления на фронте новой машины немецкие летчики, полагаясь на более мощное вооружение своих самолетов, охотно шли в лобовую атаку, но после нескольких встреч с новыми Яками эта тактика осталась в прошлом. 

Як-9 – одномоторный самолет-истребитель / aviatsyya.ru

В 1944-м году советские летчики получили еще более совершенные машины – Ла-7 и Як-3. Оба самолета, имея почти полное превосходство на малых и средних высотах, оказали большой психологический эффект на противника. Известно, что к концу войны немцы и вовсе стали избегать встреч с этими истребителями. 

В качестве неоспоримого преимущества германского самолетостроения нередко называют использование немцами в конце войны реактивных машин. Действительно, Германия стала первой из сторон конфликта, испытавшей в боевых условиях реактивные самолеты. К несчастью для немцев, эти машины имели много недостатков и нередко представляли большую опасность для самих летчиков Рейха. 

Як-3 – один из самых легких истребителей в мире первой половины сороковых годов / ©joyreactor

Самый массовый реактивный истребитель люфтваффе Me-262 имел очень мощное вооружение (4 пушки калибра 30 мм!) и высокую скорость, но был неповоротлив и сложен в обслуживании. На протяжении всего периода применения самолет страдал от недоработок, которые так и не удалось устранить. 

Главным призванием истребителя Me?262 была борьба с тяжелыми американскими и британскими бомбардировщиками. Имея мощное вооружение, 262?ой представлял огромную опасность и для советских штурмовиков, вот только тягаться с маневренными истребителями он был неспособен. Один сбитый Me-262 записал на свой счет Иван Кожедуб. 

Мессершмитт Me.262 – немецкий реактивный истребитель, бомбардировщик и самолет-разведчик. Является первым в мире серийным реактивным самолетом и первым в мире реактивным самолетом, участвовавшим в боевых действиях / ©Alamy

Проблема оценки реальной боевой эффективности реактивных машин связана с полным развалом немецкой промышленности на завершающем этапе войны. К концу 1944 – началу 1945 гг. уровень производства немецкой техники был крайне низким, и характеристики боевых машин сильно не дотягивали до расчетных показателей. 

Мнение 

Как мы увидели, история советской авиации периода Великой Отечественной войны имеет свои мифы и заблуждения. С просьбой прокомментировать самые распространенные из них мы обратились к известному российскому историку Алексею Исаеву: «Война была длинной, и многое зависит от социальной группы (социальной группы, к которой принадлежит человек, высказывающий те или иные суждения, – прим. авт.). В разных социальных группах населения ходят различные мифы, возникающие ввиду разницы в политических убеждениях, багаже знаний, набора любимых книг по теме. Объединяющим мифом для разных групп может служить утверждение, что ВВС КА в первые дни войны были разгромлены на аэродромах и в воздухе не появлялись. Следующим, охватывающим всю войну, можно назвать утверждение, что советская система учета сбитых была честнее. Если же говорить о техническом превосходстве одной из сторон, то в некоторых случаях таковое наблюдалось у немцев, но оно не имело решающего значения». 

Комментарии

  • То что мы оказались перед войной с малым кол-ом современных самолетов, так это спасибо товарищу Яковлеву и его подковерной борьбе. В 1940 году Поликарпов уже разрабатывал И-185, который по своим характеристикам превосходил Ла-7 конца войны, с двигателем была проблема(с этим была большая проблема, в основном из-за низкой технической культуры рабочих), но все же его доработали в итоге к 42 году со всеми палками в колеса. До конца 43 года немецкие самолеты превосходили наши почти по всем параметрам, и почти все модели, и не столько по ТТХ(было, но не решающее, как правильно заметил Исаев), а сколько по автоматизации систем управления, наша летчики выматывались со всеми этими ручками-крутилками буквально за 1-2 вылета, а немцы могли позволить себе по 4-5 вылетов. И самолетов новой модификации было в среднем порядка 20-30%, а остальные - устаревшие модификации, и такая картина наблюдалась практически до середины 44 года. Так что наши летчики бились умением с асами люфтваффе и зачастую побеждали, а с осени 43 года асов в люфтваффе стало значительно меньше, и пошли скороспелые пилоты, а эти уступали, по свидетельствам наших летчиков, сильно нашим скороспелым.То что мы оказались перед войной с малым кол-ом современных самолетов, так это спасибо товарищу Яковлеву и его подковерной борьбе. В 1940 году Поликарпов уже разрабатывал И-185, который по своим характеристикам превосходил Ла-7 конца войны, с двигателем была проблема(с этим была большая проблема, в основном из-за низкой технической культуры рабочих), но все же его доработали в итоге к 42 году со всеми палками в колеса. До конца 43 года немецкие самолеты превосходили наши почти по всем параметрам и почти все модели и не столько ТТХ(было, но не решающее, как правильно заметил Исаев), а по автоматизации систем управления, наша летчики выматывались со всеми этими ручками-крутилками буквально за 1-2 вылета, а немцы могли позволить себе по 4-5 вылетов. И самолетов новой модификации было в среднем порядка 20-30%, а остальные устаревшие модификации и такая картина наблюдалась практически до середины 44 года. Так что наши летчики бились умением с асами люфтваффе и зачастую побеждали, а с осени 43 года асов в люфтваффе стало значительно меньше и пошли скороспелые пилоты, а эти уступали, по свидетельствам наших летчиков, сильно нашим скороспелым.

    • Еще один миф. Авиацию курировал лично Сталин, а ему было все равно: Поликарпов или Яковлев. Тем более, что Поликарпов уже имел большой опыт и авторитет. Если было принять решение в пользу Яковлева, то , значит, другого выхода не было. Война - это не спорт высших достижений, а соревнование армий, систем, экономик. При этом часто количество бывает важнее качества. Сталин сделал ставку на количество  - и выиграл. Немцы на качество - и проиграли. Прав победитель. Всегда.

  • - "Но пускай обманчивые цифры не вводят читателя в заблуждение – основная часть советского авиапарка безнадежно устарела и не могла составить конкуренцию немецкой технике."

    • Все просто. Технологического превосходства не было. Было количественное превосходство новых моделей над старыми. Что в сущности один фиг. Кстати в нынешней российской армии повторяется та же картина. Есть современное вооружение пресловутые аналоговнеты. Но в мизерных количествах. Порой на уровне прототипов и опытных образцов. У нас любят кричать что F-35 ведро с гайками и наши Су-30 и Су-57 их порвут. Но фишка в том что у Штатов 355 самолетов F-35 а наших сушек вместе взятых в почти в 3 раза меньше. И это не считая самолетов стран НАТО.

    • ПТАБы в начале имели ошеломительный успех, но буквально после трех удачных бомбежек немцы предприняли контр-меры, и их эффективность сильно снизилась. А контр-меры - это изменение регламента передвижения колон и противокумулятивные сетки-экраны.

  • Если немного позанудствовать, то Як-9 - это потомок Як-7, а Як-3 потомок Як-1. А связь Як-1 и Як-9 - Як1 - Як7УТИ-Як7-Як9

  • Имхо, в статье упущено одно важное обстоятельство - должность Яковлева, как зам. наркомата авиапрома СССР и его усиленное продавливание "своей" техники, которая была не только откровенно хуже немецких самолетов, не отвечала требованиям заказчика (ЯК-3 вообще не прошел сдаточные испытания при приемке военными), но и значительно уступала перспективнейшим разработкам Поликарпова (тот же И-185) и Лавочкина. Но имея "рычаги" Яковлев благополучно "продавливал" серийное производство моторов жидкостного охлаждения (Ла и По летали на "воздуханах"), которые требовались его самолетам, хотя имели огромные проблемы с надежностью и живучестью. Да и пилот прикрытый спереди огромной двухрядной "звездой" чувствовал себя значительно увереннее. Ну и стоило бы привести хоть некоторую статистику советских ассов и их "боевых коней". А оказывается, они до 1943-го (а некоторые - и позже) летали на лендлизовской технике (Белл "Аэрокобра" в основном) и пересаживаться на пулеметные Як совсем не торопились. Так же говоря об истребительном прикрытии Москвы стоит упомянуть о типах истребителей, которые состояли в частях ПВО. А там были в основном импортные машины, что намекает и на объективное понимание военными качеств советской техники. А такая американская вундервафля, как Fairchild Republic P-47 Thunderbolt (в простонародье прозванный - Jug за специфическую форму фюзеляжа), на сколько мне известно вообще больше нигде не применялась, поскольку отечественный (да и немецкий) авиапром не предоставлял аналогов самолета с такими скоростными и высотными характеристиками, который за счет мощного вооружения мог в секунды превратить даже достаточно крупный самолет в недолго летающий друшлаг.
    Ну и вообще статья довольно поверхностная, хотя формат и не предполагает...