Астрономы реконструировали ключевые периоды истории центра Млечного Пути, включая долгую эпоху спокойствия и колоссальную вспышку активности, произошедшую около миллиарда лет назад.
Миллиард лет — достаточно короткий срок по меркам не только астрономии, но и геологии. Миллиард лет назад на Земле давно существовала жизнь, уже появился фотосинтез и атмосфера начала наполняться кислородом. А в это время далеко в центре Млечного Пути разразилась грандиозная катастрофа: резкий всплеск активности привел к взрывам тысяч и тысяч сверхновых звезд. Об этом рассказывается в новой статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.
Команда европейских астрономов во главе с Франсиско Ногера-Лара (Francisco Nogueras-Lara) из Института астрофизики Андалусии (CSIC) использовала инструмент HAWK-I, установленный на телескоп VLT в обсерватории ESO. Наблюдения в ближнем инфракрасном диапазоне позволили рассмотреть беспрецедентные детали происходящего в густой пыли, которая окружает центр нашей Галактики, и заглянуть в ее прошлое. «В противоположность принятым взглядам, мы обнаружили, что рождение звезд — процесс непостоянный», — говорит Ногера-Лара.
Рассмотрев плотные области в центре Млечного Пути, ученые выяснили, что 80 процентов его звезд образовались за первую половину его существования — в период от восьми до 13,5 миллиарда лет назад. За этим последовала долгая эпоха замедленного звездообразования, и в течение еще примерно шести миллиардов лет новых светил появлялось совсем немного. Наконец, около миллиарда лет назад она завершилась грандиозным фейерверком.
Причины перемен в активности центра Галактики пока трудно назвать. Астрономы предполагают, что на него мог повлиять приток вещества от очередной карликовой соседки, поглощенной Млечным Путем. Однако менее чем за 100 миллионов лет в центральных областях Галактики появилось множество новых звезд и темпы звездообразования достигали 100 масс Солнца в год. В современном Млечном Пути оно происходит на порядки медленнее и оценивается в одну-две массы Солнца за год.
Вместе с множеством других звезд появились и особо крупные, короткоживущие. Они существуют не более 100 миллионов лет и вскоре гибнут в ярких взрывах сверхновых. «Эта вспышка активности могла закончиться взрывами более чем сотни тысяч сверхновых и, возможно, была одним из самых бурных периодов во всей истории Млечного Пути», — говорит Ногера-Лара.