Наука

Ученые считают, что человечество уже однажды затормозило климатическую катастрофу

Благодаря принятию Монреальского протокола в 1989 году прогноз по среднегодовой температуре на 2050-й улучшился на 1 °C.

Сегодня человечество столкнулось с острой необходимостью что-то сделать с глобальным потеплением. Эта задача кажется невыполнимой, но в не столь далеком прошлом нам уже удалось снизить темпы роста средней температуры на Земле. А помог это сделать Монреальский протокол, разработанный в 1987 году для защиты озонового слоя вокруг планеты и вступивший в силу два года спустя.

Озоновый слой играет важную роль для защиты планеты от ультрафиолетового излучения. Озон состоит из трех атомов кислорода и образуется в результате воздействия солнечного ультрафиолета на молекулярный кислород. Обратная реакция — распад озона с образованием кислорода — способствует поглощению наиболее жесткого излучения.

Во второй половине XX века возрастающее производство хлорфторуглеродов (например, фреона) привело к истончению озонового слоя и образованию озоновых дыр. Эти вещества вносят основной вклад в разрушение озонового слоя в верхних слоях атмосферы, именно потому производство этой группы веществ сегодня запрещено.

Австралийские ученые из Университета Нового Южного Уэльса провели компьютерную симуляцию различных климатических сценариев, чтобы выяснить, какой климат установился бы на Земле, если бы Монреальский протокол не одобрили. Статья об исследовании опубликована в издании Environmental Research Letters.

Изначальной целью работы было понять, как запрет производства низших хлорфторуглеродов (CFC), разрушающих озоновый слой, повлиял на атмосферную циркуляцию в районе Антарктиды. Исследователи изучили сценарий, при котором производство CFC не только бы не прекратилось, но возрастало примерно на 3% ежегодно. Расчеты показали, что в этом случае прогнозируемый рост температуры к середине XXI века был бы как минимум на градус выше, чем сейчас.

Разница в изменении температуры воздуха (верхний ряд) и поверхности планеты (нижний ряд), измеренная по средним температурам за период 1951—1980 годов и 1998—2017 годов соответственно. Левый столбец — актуальный данные, правый — результаты моделирования / Goyal, England et al., Environmental Research Letters, 2019

«Фторхлоруглероды — более мощный парниковый газ, чем CO2, поэтому Монреальский протокол не только устранил дыру в озоновом слое, но и заметно смягчил глобальное потепление», — заявляет климатолог Ришав Гойял, один из авторов работы. Без запрета CFC температура в Антарктике поднялась бы на целых четыре градуса к 2050 году, а площадь полярных льдов в летние месяцы уже сейчас была бы на 25% меньше, чем в существующих условиях.

Благодаря запрету на производство хлорфторуглеродов постепенно уменьшается площадь самой большой из известных озоновых дыр, которая расположена над Антарктидой. По данным НАСА, в 2000 году ее среднегодовая площадь составляла 24,8 миллиона квадратных километров, а в 2019-м — всего 9,3 миллиона квадратов.

Работа австралийских ученых наглядно показывает важность Монреальского протокола и демонстрирует, что международные договоры по ограничению вредных выбросов действительно работают. Подобные меры могут благоприятно повлиять на наш климат и помогут избежать опасных уровней потепления — или хотя бы дадут человечеству больше времени, чтобы к ним подготовиться.

В более ранних исследованиях биологи обнаружили микроорганизмы, замедляющие процесс глобального потепления, и выяснили, что изменения климата делают океанские волны более мощными.

Комментарии

  • «— Если это азот, то он на букву «А», а я умею делать только на букву «Н».
    — Но по–латыни это называется нитрогениум.
    — Дорогой мой, — сказала машина, — если бы я умела делать все на «Н» на всевозможных языках, то я была бы Машина, Которая Может Делать Все В Пределах Всего Алфавита, »
    Называть кислород оксигеном, а квадратный километр - квадратом, значит явно маркировать статью как совсем низкопробный научпоп. Может, такая цель и ставилась?