Рубрика Наука

Научную публикацию впервые защитят «слепым» рецензированием

Бесплатный журнал BMC Psychology анонсировал проведение первого в мире рандомизированного контролируемого исследования (РКИ) с сокрытием результатов на этапе рецензирования. Об этом пишет Phys.org.

Согласно замыслу, рецензенты не смогут ознакомиться с результатами исследования и разделом обсуждения до завершения обзора. На первом этапе десяти авторам будут предоставлены только обоснование и описание методов работы. Затем материалы будут предоставляться тем же рецензентам в произвольном порядке: с открытыми или закрытыми результатами и разделом обсуждения.

 

Мера призвана снизить риск ошибки publication bias, которая выражается в предпочтительной публикации положительных результатов исследований. Это особенно актуально для доказательной медицины. Отрицательные или нулевые результаты в таком случае замалчиваются, хотя позволяют другим ученым учитывать их в своих работах и важны для формирования доказательной базы.

 

По словам доктора Кэтрин Баттон из Университета Бата, предвзятость при оценке публикаций является серьезной проблемой, «поскольку искажает полученные данные в глазах медработников, политиков, представителей научного сообщества». Некорректная интерпретация исследований в свою очередь может привести к ложным выводам и далеко идущим последствиям.

 

«Существующий порядок экспертизы уже предусматривает publication bias. В настоящее время издателями, академиками и информационными системами положительные результаты воспринимаются как более значимые при оценке результативности. Пока новый механизм будет апробирован на одном направлении научной деятельности», — заявила ученый.

 

Рецензирование научных работ необходимо для проверки точности представленных данных и их соответствия принятым стандартам изложения перед публикацией. Такая проверка осуществляется учеными-специалистами в той же области. В общем смысле, даже сам факт рецензирования является маркером достоверного исследования. Издателями такие обзоры могут использоваться в рекламных целях.