Рубрика Наука

Древние сообщества крестьян росли не быстрее племен охотников и собирателей

Доисторические племена охотников-собирателей Северной Америки росли с той же скоростью, что и их более «развитые» современники – крестьянские сообщества Европы. Новые археологические данные противоречат представлениям о том, что сельское хозяйство, появившись 10–12 тыс. лет назад, позволило резко увеличить численность населения.

«Одна и та же скорость роста отмечается у популяций, обитавших в самых разных условиях и практиковавших самые разные стратегии добывания пищи, – отмечает один из авторов новой работы, антрополог из Университета Вайоминга Роберт Келли (Robert Kelly). – Это позволяет предположить, что скорее климат и/или другие глобальные биологические факторы – а не адаптация к локальным условиям – в последние 12 тыс. лет регулировали рост численности населения в долговременной перспективе». 
 
Судя по историческим данным, начиная с конца последнего оледенения население росло со скоростью около 0,04% в год. Эта тенденция прослеживалась тысячелетиями, пока – примерно 200 лет назад – рост не начал ускоряться, и сегодня составляет уже около 1% в год. В своей недавней работе американские антропологи рассмотрели автохтонное население штатов Вайоминг и Колорадо, обитавшее здесь между 13 и 6 тыс. лет назад. Им удалось показать, что местные индейцы, хотя и практиковали охоту и собирательство, увеличивали численность на 0,041%. 
 
В тот же самый период времени человеческие сообщества Евразии, переходившие или уже перешедшие к более производительному сельскому хозяйству, росли с той же самой скоростью. «Внедрение сельскохозяйственных практик не удается напрямую связать с длительной тенденцией к ускорению роста численности населения», – подчеркивают авторы работы. Те же самые 0,04% в год характерны для массы племен и сообществ того времени: по мнению ученых, люди уже были достаточно развиты для того, чтобы эффективно адаптироваться к самым разным местным условиям. 
 
В результате условия не служили для сообществ древности фактором сдерживания численности, а ключевую роль, скорее, играли более глубокие и глобальные явления – такие как климат Земли (включая периоды потепления и похолодания) и болезни.