Рубрика Психология

Индивидуализм оказался следствием социального роста

Исследователи из Университета Ватерлоо и Университета штата Аризона пришли к выводу, что социально-экономическое развитие определяет глобальное распространение индивидуализма.

Важной характеристикой популяций в рамках кросс-культурных исследований служит ориентация на коллективизм или индивидуализм. Эти установки могут определяться через приоритетную ценность родовых связей (проживание с родителями, частые апелляции к понятиям «мы», «послушание») и автономности личности (стремление к своему жилью, апелляции к «я», «уникальности») соответственно. Интересно, что хотя многие этносы ассоциируются с той или иной идеологией, в последние годы ученые отмечают смягчение таких различий. Например, современные японцы, как и американцы, все чаще называют детей необычными именами, а встречаемость местоимений первого лица к 2000-м годам резко возросла в языке 65 стран.

 

До сих пор распространение коллективизма и индивидуализма объяснялось отдельными факторами: экологическими, экономическими, эпидемиологическими и климатическими. В частности, согласно эволюционной биологии, установка на социальность помогает повысить популяционный иммунитет. Неблагоприятная средняя температура воздуха также может способствовать сплочению (что особенно характерно для бедных стран). С другой стороны, индустриализация стимулирует человека на личные учебные и профессиональные достижения, а опыт возрастающего числа чрезвычайных происшествий (скажем, терактов и стихийных бедствий), по-видимому, сужает внимание, заставляя сосредоточиваться на себе.

 

В новой работе психологи проверили, как с 1960 по 2011 год индивидуализм был представлен в разных странах с учетом всех указанных факторов. В выборку включили 78 государств, включая Россию. Промышленный статус оценивали по соотношению менеджеров (в том числе должностных лиц и продавцов) к работникам сельскохозяйственной отрасли, рейтингу профессий, уровням доходов и образования. Эпидемиологическую обстановку определяли по возбудителям семи заболеваний — кори, дифтерии, холере и других, — климатическую — по среднемесячным температурам. Данные о частоте катастроф авторы получили от Научно-исследовательского центра по эпидемиологии бедствий в Бельгии.

 

Прирост индивидуализма за полвека. Более темные оттенки синего цвета соответствуют увеличению показателя / ©Henri C. Santos et al., Psychological Science, 2017

 

О степени индивидуализма популяций исследователи судили по размеру жилья и количеству проживающих в нем (чем меньше, тем выше тяга к автономности), числу разводов и новых семейных союзов (предполагается, что рост первых указывает на отдаление от коллективизма), предпочтению друзей семье, стремлению к самоактуализации и намерению привить своим детям уважение к личной свободе. Результаты показали, что по сумме факторов за 51 год в мире эта установка усилилась на 12 процентных пунктов. Обратная тенденция наблюдалась только в девяти странах — Китае, Украине, Армении, Хорватии, Кувейте и иных. При этом, несмотря на согласованную динамику, существенные культурные различия сохранялись.

 

Как и ожидалось, стремление к индивидуализму ассоциировалось с социально-экономическим развитием — его объяснительная способность составила 35–58 процентов. Более того, последующий анализ выявил между этими показателями причинно-следственную связь. Климат, эпидемиологическая обстановка и стихийные бедствия предсказывали тенденцию хуже. Вектор мировоззрения при этом не зависел от актуального благосостояния государства.

 

Статья опубликована в журнале Psychological Science.

 

Ранее ученые показали, что индивидуализм вопреки расхожему мнению может быть связан с заботой об окружающих.