Занавес секретности, окружающий Faraday Future FF91, приоткрывается все больше. И вот уже в апреле на автошоу в Лонг-Бич американо-китайский автостартап представил свою флагманскую модель в уличном антураже. Скоро ли мы увидим первые серийно сошедшие с конвейера автомобили? И что вообще ждать от электромобиля, который должен если не «убить» Tesla, то составить серьезную конкуренцию электрокарам Илона Маска?
Строго говоря, чуть ли не каждый новый появляющийся электрокар претендует на роль «убийцы» Tesla. Стоит отдать должное Илону Маску: он подал отличный пример того, как можно делать электромобили. И теперь количество желающих побороться за первое место производителя электрокаров только растет. Среди таких – китайская компания NIO (бывшая NextEV) со своим электрокаром EVE, получающая финансирование от поисковика Baidu, а также возрожденный Detroit Electric с электрическим родстером на основе Lotus (ничего, кстати, не напоминает?). А еще есть европейский конкурент Tesla – швейцарский стартап Elextra Cars, с февраля по март по чайной ложке выдающий тизеры своего электроседана Elextra. И это не говоря уже об электромобилях традиционных автопроизводителей. Да и сам LeEco, инвестирующий в Faraday Future, поддерживает еще и калифорнийскую компанию Lucid Motors с ее электрическим седаном Lucid Air, а также планирует выпускать свой электромобиль LeSee.
Название автомобиля до премьеры держалось в секрете. Да и изображения электрокара до официального анонса в этом году тоже никто не видел. Сохраняя интригу, Faraday Future снимала вуаль секретности со своего детища постепенно. В видео, выкладываемом на канале компании в YouTube, Faraday Future показывала только отдельные элементы дизайна: светотехнику, кресла, зеркала-камеры, колеса, постепенно, по частям, открывая свое творение для любопытных и как бы заранее делая акценты на особенностях своего автомобиля. Официальный дебют FF91 состоялся в этом году на январской выставке потребительской электроники Consumer Electronics Show 2017 в Лас-Вегасе. Тогда автомобиль был представлен в павильоне, а спустя четыре месяца, в этом апреле, Faraday Future выкатила его уже на городские улицы.
Ровно за год до этого, на CES 2016, компания представила свой концепт одноместного спортивного электрокара FF ZERO1. Футуристичный суперкар в серию не пойдет точно, но платформа VPA (Variable Platform Architecture), на которой он был построен, должна была стать основой для пяти будущих моделей. Представленный в этом году электрокар – одна из них. Индекс FF91, присвоенный данной модели, говорит о том, что это флагманский электрокар. Девятка указывает на старшинство в будущем модельном ряду, а единица – на первое поколение в этом сегменте. Младшие модели будут иметь индексы FF 71, FF 51 и так далее. А новый обновленный кроссовер, если, конечно, компанию ждет успех, получит индекс FF 92.
О том, что Faraday Future, основанная в апреле 2014 года, ставит себе цель потеснить Tesla на ее же поле, говорит и выбор названия компании. Британский ученый Майкл Фарадей известен тем, что продемонстрировал в 1821 году модель первого электрического двигателя. Никола Тесла, имя которого носит детище Илона Маска, также известен своими опытами с электричеством. Два ученых олицетворяют собой прогресс, и без их изобретений немыслим ни прошлый двадцатый век, ни нынешний.
На видео, представленном в декабре прошлого года, Faraday Future показала, как лихо их еще задрапированный тканью кроссовер обгоняет Bentley Bentayga, Ferrari 488 GTB и, конечно, Tesla Model X P100D. Заезды на дистанцию в 402 метра происходили в калифорнийском Ирвиндейле. На тот момент скоростные данные автомобиля раскрыты не были, но теперь то мы их знаем. Благодаря нескольким электромотором (платформа VPA позволяет размещать до 3 электродвигателей) суммарной мощностью 1 050 л. с. (783 кВт) до 96,5 км/ч (60 миль/ч) электромобиль разгоняется за 2,39 секунды.
Для сравнения, Tesla Model S P100D, названный в компании Маска самым динамичным из когда-либо выпущенных серийных автомобилей, в режиме Ludicrous и после недавнего обновления прошивки разгоняется до 100 км/ч за 2,4 секунды. Что касается поверженных в декабрьском заезде, то кроссовер Bentley Bentayga до «сотни» разгоняется за 4,1 секунды, спорткупе Ferrari 488 GTB – за 3 секунды, ну а прямой конкурент, кроссовер Tesla Model X, – за 3,1 секунды.
Блок аккумуляторов размещен внутри колесной базы. Их компактная конструкция позволяет увеличить пространство салона для большего комфорта и безопасности пассажиров. Литий-ионные батареи производства корейской LG Chem имеют рекордную емкость 130 кВтч, что позволяет автомобилю преодолеть до 700 км на одной зарядке (европейский измерительный цикл NEDC) или по более реалистичному американскому циклу ЕРА – 608 км.
Зарядка от бытовой сети с помощью домашнего зарядного устройства займет 4,5 часа. Но это только 50% емкости аккумуляторов. А вот на фирменной зарядной станции полностью можно будет зарядиться за один час. Поставляться электромобиль будет с собственной домашней зарядной станцией.
Но не только в габаритах, дальности хода и скоростных характеристиках FF91 будет опережать Tesla, а, судя по всему, и в цене. По некоторым данным, электрический кроссовер будет стоить для покупателей за пределами Китая порядка 200 тысяч долларов. Цену в Поднебесной объявил главный инвестор компании Цзя Юэтинь, здесь электрокар будет стоить 2 миллиона юаней, или 290 тыс. долларов. Но в Китае и Tesla Model S стоит 182 тыс. долларов, тогда как в США стоимость этого автомобиля – 123 тыс. долларов. Окончательная цена станет известна позже. Но уже сейчас на официальном сайте можно сделать предзаказ на автомобиль, внеся предоплату в размере 5 000 долларов. Первые 300 счастливчиков получат автомобиль в эксклюзивном варианте Alliance Edition, отличающемся особыми цветами кузова и отделкой салона. Взнос возвращаемый, и, если окончательная цена не устроит покупателя, его вернут. За 36 часов с момента анонса Faraday Future получила более 64 тыс. заявок.
Как и основной конкурент, Faraday Future предлагает не только автомобиль, но и возможность прикоснуться к будущему. Этот момент сполна отражен в дизайне машины. Но, как заявляют в компании, в основу дизайна автомобиля в первую очередь положены требования аэродинамики. Гладкая, зализанная спереди и угловатая с кормы форма автомобиля повышает его аэродинамические качества, а значит, и дальность хода. Хотя и позволяет задаться вопросом: а кроссовер ли перед нами?
Коэффициент аэродинамического сопротивления у FF91 равен 0,25. Для седана Tesla Model S этот показатель составляет 0,24. Причем особые 22-дюймовые колесные диски при достижении высоких скоростей способны для улучшения аэродинамики менять рисунок спиц. Видео, которое Faraday Future выложила в Сеть, еще до официального показа машины, так амбициозно и было названо – «Переизобретение колеса». К слову, задние колеса тоже могут немного поворачивать, что, естественно, улучшает управляемость. Предполагается, что автомобиль будет доступен как с задним, так и с полным приводом, и иметь адаптивную подвеску.
Поясная линия электромобиля названа UFO line и должна стать характерной чертой будущих автомобилей Faraday Future. Внешняя светодиодная подсветка предназначена для «общения» между автомобилем и водителем, другими участниками движения и пешеходами. Когда пользователи приближаются к FF 91, автомобиль распознает их и приветствует подсветкой. Кроме того, подсветкой автомобиль информирует пешеходов и других водителей о том, когда FF 91 управляется автономно.
Современный электрокар – это уже не просто автомобиль, это робот на колесах. Производители, а тем более недавно появившиеся автостартапы, не ограничиваются заменой бензинового мотора на электродвигатель. Новая концепция автомобиля будущего предписывает автомобилю быть «умным». Узнавать владельца и пассажиров в лицо, запоминать их предпочтения, самостоятельно искать парковку, пока хозяин идет совершать покупки. И, конечно, самостоятельно перемещаться по дорогам, превратив водителя в пассажира и развлекая его в пути. Вероятно, неслучайно при выборе названия компании второй составляющей его частью было выбрано слово «будущее» (future). Такими автомобили должны стать через несколько лет. Первый автомобиль компании полностью соответствует этой концепции.
Присмотревшись к его изображению, можно обнаружить, что у FF91 нет дверных ручек. Более того, этому кроссоверу не нужен и ключ, как для открытия двери, так и для запуска двигателя. Благодаря камерам и технологии Arrival Interface автомобиль способен распознавать лица. Он узнает водителя и предоставляет ему доступ в салон, а на небольшой дисплей в центральной стойке будет выведено приветствие. Распашные двери (задние раскрываются против движения) оснащены датчиками, которые предотвратят их от нежелательного контакта с препятствиями при автоматическом открытии.
Здесь стоит напомнить, что два года назад, когда Faraday Future еще даже не показала свой электрокар FF ZERO1, менеджмент компании предполагал использовать бизнес-стратегию Uber. То есть не только продавать, но и сдавать электрокары в краткосрочную аренду. Клиенты, зарегистрировавшись в системе, могли бы брать автомобили для совершения разовых поездок: на работу, за город, за покупками. Очевидно, что каждый раз к ним приезжали бы разные автомобили. Чтобы не приходилось заново воспроизводить настройки, применяется глобальный профиль FFID, который является частью экосистемы FF EcoSystem. Как заявляют в компании, чем больше вы будете пользоваться FF 91, тем умнее он становится, узнавая о вас все больше и обеспечивая наиболее комфортные условия. Мобильное приложение FFCTRL позволяет пользователям изменять настройки, получать в реальном времени отчеты о состоянии автомобиля, вызывать свой автомобиль с парковки и многое другое.
В салоне установлено несколько встроенных камер, благодаря которым бортовая система автомобиля способна не только распознать лица пассажиров, но и определить их эмоциональное состояние. Ориентируясь на него, автомобиль настроит соответствующим образом посадочные места, выберет подсветку и музыкальный плейлист. Весьма удобно, например, для шумной компании, возвращающейся с вечеринки, – автомобиль «почувствует» настроение пассажиров и создаст необходимую атмосферу для продолжения праздника.
Каждый пассажир в салоне может рассчитывать на свой монитор, который позволяет настраивать кресло и просматривать контент. Задние кресла вообще особенные – они «космические». Инженеры компании были вдохновлены разработками NASA. Но если для астронавтов, испытывающих значительные перегрузки в полетах, особые кресла – необходимость, то для пассажиров FF 91 кресла с «нулевой гравитацией» – это элемент максимального комфорта. Кроме того, они обеспечивают вентиляцию, массаж, обогрев и могут откидываться назад, образуя угол до 60 градусов.
Автомобиль имеет панорамную крышу, но любоваться небом постоянно вовсе не обязательно. Все стекла, за исключением лобового, и панорамная крыша в том числе, имеют возможность интеллектуального автозатемнения.
Такие стекла созданы на основе технологии PDLC (Polymer Dispersed Liquid Crystal). Для затемнения стекла достаточно лишь легко постучать по нему. Вместо классических боковых зеркал – камеры, еще одна спряталась в спойлере. Впрочем, покупатель легко может их поменять на обычные боковые зеркала, так как во многих странах мира такое решение пока еще не соответствует законодательству. В салоне стандартное зеркало заднего обзора заменено дисплеем высокой четкости, который объединяет прямую трансляцию с боковых зеркал и камеры заднего вида в спойлере в единое бесшовное изображение. Такое решение обеспечивает водителю гораздо больший обзор и удобство в управлении, практически устраняя слепые пятна.
И, конечно, автомобиль готов к тому, чтобы передвигаться самостоятельно. Отличительная «фишка» FF9 – выдвигающийся из капота 3D-лидар (лазерный радар), благодаря которому автомобиль определяет расстояние до окружающих его объектов, в том числе других транспортных средств, и их скорость. По наличию приподнятого над капотом лидара можно определить, что автомобиль находится в режиме автопилота. Кроме этого, транспортное средство имеет 10 камер высокого разрешения, 12 ультразвуковых сенсоров и 13 радаров короткого и длинного диапазонов.
По заявлению компании, на сегодняшний день в автомобиле полностью реализована функция парковки без водителя Driverless Valet. Владельцу нет необходимости самостоятельно парковать автомобиль – он самостоятельно ищет место стоянки и паркуется. Как только водитель будет готов снова ехать, машина вернется в нужное место по его вызову. С помощью мобильного приложения FFCTRL водитель может также вызвать транспортное средство со своего места парковки или запланировать «встречу» с ним в нужное время и в нужном месте.
Правда, с демонстрацией на CES 2017 этой, пожалуй, ключевой функции для автомобилей будущего произошел казус. Автомобиль проигнорировал команду и не сдвинулся с места. Накладку объяснили сложной структурой крыши зала, в котором проходила презентация, блокировавшей сигналы радаров автомобиля. Взамен Faraday Future продемонстрировала видео, где автомобиль самостоятельно ищет парковку, объезжая припаркованные на площадке автомобили и в итоге аккуратно заезжает в свободный парковочный карман. Но снято оно было за городом и без присутствия посторонних и журналистов.
Любые амбиции должны на чем-то основываться. Как правило, это опыт, люди, капитал и поддержка властей. Что есть Faraday Future? Изначально стартап собрал звездную команду, имеющую хороший опыт в производстве электромобилей. Причем часть сотрудников пришла из компаний Илона Маска. Среди них, например, Ник Сэмпсон (Nick Sampson), который в Tesla отвечал за разработку седана Model S, а в Faraday Future он занял должность главного инженера. Выходец из SpaceX Портер Харрис (Porter Harris) занялся разработкой аккумуляторных батарей. Главным по дизайну стал Ричард Ким (Richard Kim) – это ему BMW обязана фантастическими концепциями электрокара BMW i3 и гибрида BMW i8. А дизайном экстерьеров занялся другой выходец из BMW – бывший креативный директор баварского автоконцерна Пейдж Бирман. Интерьеры поручили известному своей работой с Ferrari, Lamborghini и Land Rover Понтусу Фонтэусу.
На момент старта штат компании насчитывал 200 человек, сейчас их более 1 400. Не обошлось и без потерь. С весны прошлого года компанию стали покидать ведущие сотрудники, в том числе и Портер Харрис, который ушел в Lotus. Одной из вероятных причин ухода топ-менеджеров компании называют банальную нехватку денежных средств. У Faraday Future нет денег? Амбиции компании не подкреплены капиталом? Сложно сказать, но в феврале стало известно, что Faraday Future объявила об изменении ранее намеченных планов. Модельная линейка станет короче, а завод в Неваде – меньше. Предполагается, что вместо пяти моделей с конвейера будут сходить пока только две: сам FF91 и более бюджетный кроссовер меньшего размера FF81. Вместо автозавода в пустыне Мохаве плановой мощностью 150 тысяч машин в год появится мини-фабрика всего на 10 тысяч.
Как уже было сказано, главным инвестором Faraday Future, как и Lucid Motors и проекта концептуального седана LeSee, является китайский технологический гигант LeEco. Миллиардер и глава компании Цзя Юэтин (Jia Yueting) вышел из тени в декабре 2015 года. Кстати, до этого высказывались предположения (а возможно, и распространялись), что за созданием загадочной компании стоит сама Apple. Выглядело это очень правдоподобно, учитывая, что объявленная концепция будущего автомобиля говорила о том, что компания создает не просто автомобиль, а «гаджет на колесах». Ну, почти как первый iPhone среди обычных мобильных телефонов.
Свою причастность к Faraday Future китайскому миллиардеру пришлось раскрыть, так как компания претендует на экономическое содействие штата Невада, где планирует построить автозавод. Кстати, в 650 км от гигафабрики Илона Маска. Штат может взять на себя работы по строительству инфраструктуры: дорог, линий электропередач, водопровода, но власти Невады опасаются, что компании не хватит средств и опыта для такого строительства. Поэтому весьма придирчиво относятся к затее со строительством завода и не спешат вкладывать деньги налогоплательщиков в инфраструктуру.
Forbes оценивает личное состояние 42-летнего китайского миллиардера в 4,4 млрд долларов, причем он инвестировал в Faraday Future более 300 млн долларов собственных средств. Рыночная капитализация возглавляемой им компании на бирже в Шеньчжене, где торгуют ее акциями, составляет 15 млрд долларов. Занимается корпорация LeEco производством телевизоров, смартфонов и гарнитур виртуальной реальности, кроме того, в ее активе значится весьма популярный в Китае онлайн-видеосервис LeTV.
Год назад, в апреле 2016 года, Faraday Future пригласила журналистов и чиновников на мероприятие, посвященное началу строительства завода. Тем не менее, начатое строительство остановилось уже в ноябре прошлого года. По некоторым данным, деньги на строительство у инвестора закончились. В предприятие планировалось вложить 1 миллиард долларов. Компания уже задолжала строителям и подрядчикам. В самой Faraday Future, правда, заявили, что строительство автозавода возобновится в 2017 году, а все силы и средства брошены на разработку FF 91. По данным Business Insider, компания уже приобрела часть оборудования для будущего предприятия и активно ищет способ привлечь новые инвестиции. Несмотря на все трудности, серийное производство электрокара планируется начать в 2018 году. Faraday Future FF 91/© ff.com
Комментарии
Хорошая машина, а сколько весит у этих машин Аккумлятор?