По мере расширения границ цифрового мира и знакомства людей с интернет-технологиями их недоверие будет расти. К таким выводам пришли исследователи ТюмГУ.
Работа проводилась в рамках проекта по гранту Российского фонда фундаментальных исследований. Результаты были озвучены на Всероссийской конференции «Вызовы и возможности финансового обеспечения стабильного экономического роста».
«Компании, стремящиеся пользоваться доверием потребителей, должны будут вкладывать средства в повышение доверия со стороны всего мира. Те компании, которые это сделают, скорее всего, приобретут конкурентное преимущество, получая больше лояльности от пользователей. Исходя из этого, может возникнуть риск создания нового типа цифрового разрыва. Связанного, например, с тем, что некоторые страны будут иметь значительно более надежные интернет-сообщества, чем другие, – сообщила доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита ТюмГУ Екатерина Мазикова.
– В менее заслуживающих доверия странах пользователям потребуется принятие строгих мер в отношении цифровой политики для защиты людей от поддельных новостей и мошеннических действий, а также регулирующего надзора для защиты конфиденциальности данных и прав потребителей».
Эксперт отметила, что в отечественной практике объем инвестиций в оборудование информационно-коммуникационных технологий значительно вырос, максимально – в 2017 году. Однако защита информации остается на одном и том же уровне за последние шесть лет (в среднем 87%), что оставляет открытым вопрос о доверии к глобальным сетям и цифровым технологиям. Потребители должны будут остерегаться чрезмерных действий со стороны властей или авторитарных правительств, особенно в тех частях света, где пользователи плохо знакомы с использованием технологий и, следовательно, более доверчивы.
Им нужно будет следить за компаниями, чтобы они более равномерно инвестировали в построение доверия по всему миру, даже на менее зрелые рынки. К счастью, цифровые технологии облегчают работу наблюдателей, а также могут служить мегафоном – например, в социальных сетях – для выдачи оповещений или похвалы.
«Даже сейчас накапливаются причины массового беспокойства по поводу технологий, – говорит Екатерина Мазикова. – Потребители боятся за безопасность своей личной информации: все чаще появляются новости о взломе данных с участием миллионов учетных записей Uber, Yahoo или Facebook. При этом технологические компании обладают огромным охватом и мощью. Более двух миллиардов человек используют Facebook ежемесячно. Девяносто процентов поисковых запросов по всему миру проходят через Google.
С появлением новых технологий, включая «интернет вещей», системы блокчейн и искусственного интеллекта, которые так привлекают инвесторов и предпринимателей, богатство и влияние данной отрасли, скорее всего, будет только расти. Мы видим глобальный парадокс: даже с учетом недоверия население использует технологические инструменты все более интенсивно во всех аспектах своей повседневной жизни».
Кроме того, серьезная технологическая угроза для общества исходит от автоматизации, которая, по разным прогнозам, вытеснит большую часть рабочей силы.