Рубрика Психология

Психологические защиты

Как психотерапевты определяют тип личности человека? А как – то, «здоров» он или нет? Главным образом по набору так называемых защитных механизмов.

Все относительно

 

Впрочем, глубинные психотерапевты больше обращают внимание не на тип личности, а на так называемый уровень нарушенности – того, насколько человек «ненормален». Хотя, по сути, норма, по мнению психологов, это всего лишь то, что… характерно для большинства в данный период человеческой истории. Да и норма эта весьма относительна. Так же как нет четких границ между временами года – нет границ между «нормальными» (мы намеренно берем это слово в кавычки, чтобы показать его относительность) и нарушенными людьми. И в мае иногда идет снег, а в январе может зазеленеть трава – «нормальные» люди иной раз способны ближнего «вилкой ткнуть», а «махровые» психотики  получить Нобелевскую премию по экономике. Но вернемся к защитам. Что это такое и зачем они нужны?

 

Защищайтесь, сударь!

 

Защитные механизмы – это бессознательные автоматические действия, направленные на устранение или уменьшение любых изменений устойчивости биопсихологического индивида. Или попросту то, что защищает наше собственное «Я», нашу целостность и идентичность.

 

Защиты бывают примитивные и вторичные (зрелые). Первые имеют врожденный характер и есть у всех, вторые – приобретенный, и то, какими они будут  во многом зависит от воспитания и развития жизненного пути. Многие психологи, однако, не считают примитивные защиты защитами как таковыми, скорее, это некие адаптивные механизмы, с помощью которых ребенку удается хоть как-то справляться со стрессами этого мира. Именно по тому, какие защиты преобладают у человека – примитивные или зрелые – определяется его уровень нарушенности. Чем больше архаичных защитных механизмов (или меньше зрелых), тем более «нездоров» человек. Решили определить, какие механизмы преобладают у вас? Это непросто. Зрелые защиты осознаются частично и не сразу, а для осознавания своих примитивных защит (если они у вас, действительно, преобладают, так как и те, и другие есть в каждом человеке) понадобится бог знает сколько времени и целый вагон честности перед собой. Впрочем, как говорил незабвенный Зигмунд Фрейд: «Голос рассудка тих, но он будет повторять, пока его не услышат». Все возможно.

 

Примитивные защиты

 

Изоляция. Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает, переходит в другое состояние сознания. Взрослый вариант – изоляция от социальных и межличностных ситуаций, замещение напряжения от взаимодействий с другими людьми внутренними фантазиями. Это очень характерно для так называемых шизоидных личностей – своеобразных «инопланетян» среди нас, рассеянных недотеп и молчунов, «не пользующихся успехом у девушек», но которые однажды докажут гипотезу Навье-Стокса.

 

Для менее талантливых, увы, жизнь «в изоляции» не так радужна. Например, склонность к использованию алкоголя и наркотиков для того, чтобы добиться того самого «состояния измененного сознания» тоже можно рассматривать как разновидность изоляции.

 

 

©depositphotos.com

 

Зрелые защиты

 

Мы не будем рассматривать все защитные механизмы, которые относятся к этой группе, так как их довольно много. Поговорим лишь об основных из них.

 

Вытеснение – самая основная из защит высшего порядка. Ее суть – вытеснить из сознания неприемлемые мысли, импульсы, поступки, чувства в сферу бессознательного. Вытеснение господствует во всех сферах нашей жизни, и защищает нас, например, от негативных воспоминаний. Элемент вытеснения есть в действии большинства зрелых защит. А вот чрезмерное вытеснение чего-либо может привести к неврозу. Особенно «любят» вытеснение так называемые истерические (театральные) личности.

 

Регрессия – это относительно простой защитный механизм. Очень многие люди в состоянии усталости начинают хныкать. Другие – не могут оторваться от компьютерной игры (только если речь идет не о полноценной игровой зависимости, истоки которой куда глубже и архаичнее) или смотрят мультфильмы в 40 лет. Все это – примеры регрессии, некоего временного возвращения к детскому поведению, к предыдущим стадиям развития. Ничего плохого в этом нет, и регрессирует периодически каждый из нас. Но некоторые не могут в нужный момент отказаться от регрессии, она начинает определять их стратегическую линию преодоления жизненных трудностей. Они плачутся и ноют, чтобы им помогли в работе коллеги, надувают губы, если набедокурят в личной жизни и ни за что не хотят признавать своих ошибок, брать на себя какую-либо ответственность в принципе. Психологи могут охарактеризовать такого человека как инфантильную личность.

 

Интеллектуализация – есть не что иное, как попытка контролировать свои эмоции с помощью ума. Человек, использующий интеллектуализацию, разговаривает по поводу своих чувств таким образом, что у собеседника остается впечатление, что тот не испытывает никаких чувств вовсе. Например: «Ну да, естественно, я несколько сержусь по этому поводу» сказанное мимоходом равнодушным тоном – яркий пример интеллектуализации. Человек спокойно анализирует свои чувства – даже если они предполагают очень бурные переживания – и говорит о них, словно сообщает сводку погоды. По сути, и мы с вами сейчас занимаемся интеллектуализацией, пытаясь рассказать о чем-то важном, эмоционально насыщенном «птичьим языком» психологических терминов. И это тоже не вредно, а наоборот. Но до тех пор, пока интеллектуализация не приводит к блокированию наших чувств вообще, пока мы, несмотря на свой «трезвый» рассудок, все еще сохраняем возможность радоваться, грустить, смеяться или плакать.

 

Рационализация. Бенджамин Франклин говорил: «Так удобно быть разумным созданием: ведь это дает возможность найти или придумать причину для всего, что ты собираешься сделать». Не всегда нам удается получить то, что мы хотим, и тогда мы говорим: «Не больно-то и хотелось» (иногда такое явление называется «зеленый виноград» – по басне Эзопа о лисе и винограде). А когда случается что-то плохое – решаем: «Не так уж это и плохо», «Это был полезный опыт» («сладкий лимон»). Люди вообще склонны обставить любое свое решение разумными доводами, они почти всегда делают что-то только потому, что это выгодно им, хорошо для них, удобно и т. д. Родитель, бьющий своего ребенка, предпочитает думать, что наказывает его не потому, что он зол или раздражен на свое чадо, а потому, что «так он лучше воспитает ребенка», «сделает из него человека», «облегчит ему жизнь в будущем».

 

Морализация – близкая родственница рационализации. Когда человек рационализирует – он ищет приемлемые с разумной точки зрения оправдания для своих поступков, мыслей и пр. Когда же он морализирует, то ищет пути, чтобы чувствовать, что он обязан вести себя так или иначе. Там, где рационализатор говорит «спасибо за науку», морализатор настаивает, что «это формирует характер». Колонисты свято верили в то, что несли плоды высшей цивилизации народам, чьи природные богатства они расхищали. Гитлер оправдывал уничтожение евреев, цыган и гомосексуалистов тем, что это необходимо для этнического и духовного улучшения человеческой расы. Инквизиция терзала, мучила и убивала людей во имя бога. Женщина, страстно желающая удовлетворить свое тщеславие вниманием мужчин, уверена, что красиво одевается, прежде всего, «для себя» и делает пластические операции, чтобы быть «более презентабельной» в работе.

 

При морализации человек ищет пути, чтобы чувствовать, что он обязан вести себя так или иначе

©depositphotos.com

 

Реактивное образование – эта защита является весьма любопытным феноменом. Часто приходится видеть такую картину: маленький ребенок обнимает своего новорожденного брата или сестру, так как, по его словам, «любит его до смерти». Петь ему слишком громко, баюкать – слишком активно. Предлагать им что-то очень вкусное, но явно вредное и опасное для здоровья малыша. Все это проявления реактивного образования – обращение эмоции в свою противоположность. Как правило, в свою противоположность обращается чувство ненависти, становясь «безумной любовью». Естественно, этот процесс совершенно не осознается, особенно, у взрослых людей. Многие фанатично религиозные люди, кажущиеся настоящими «святошами», не выносящими «греха» в других, на самом деле, внутри очень жестоки и агрессивны. Иначе не было бы никакого стимула так активно защищать свою веру и быть приверженцем столь аскетичного образа жизни (и снова вспоминаем пример религиозной инквизиции, когда внутренняя жестокость проповедников направляется во вне – на неправедных – в угоду богу). Но реактивное образование – это не только обращение чувства в свою противоположность, это просто неспособность, не умение и, прежде всего, страх и стыд (быть «плохим») – понимать то, что все наши чувства очень сложны, мы всегда испытываем по отношению к одному и тому же, например, горячо любимому нами человеку, и ненависть, и любовь. И это нормально.

 

Сексуализация нужна, чтобы бессознательно превратить негативный опыт (ужас, боль) в восторг. Многие из нас используют ее, чтобы преодолеть и сделать более приятными какие-то печальные события в нашей жизни. Для людей разного пола есть различия в том, что они склонны сексуализировать: для женщин более характерно сексуализировать зависимость («Раз уж я слабая женщина, раз меня против моей воли учили подчинению – попытаюсь хотя бы получать от этого подчинения удовольствие» – таковы бессознательные мысли женщины в данном случае), а для мужчин – агрессивность («Раз уж я должен быть настоящим мужчиной, который периодически должен быть жестким и даже причинять людям боль, что мне совсем неприятно – попытаюсь хотя бы получать от этого удовольствие»). Некоторые люди сексуализируют деньги, другие – власть, третьи – грязь и т. д.

 

Сублимация считается, пожалуй, одной из самых «полезных» и эффективных психологических защит и не слышал о ней, наверное, только глухой. Как действует сублимация понять несложно. Фрейд указывал, что дантист может сублимировать садизм, выставляющийся художник – эксгибиционизм, адвокат – желание уничтожать врагов. То есть сублимация – есть не что иное, как обращение какого-либо естественного, но неприемлемого обществом импульса в социально приемлемые и весьма одобряемые виды деятельности – в искусство, науку, профессию. Сублимирует каждый из нас, особенно это хорошо получается у того, кто помимо сложных внутренних конфликтов наделен еще и природным талантом к чему-либо. Сублимация хороша тем, что она, в отличие от других защит, помогает скрытым импульсам разрядиться в социально приемлемой форме, не вытесняя их и не меняя чувства на противоположные.

 

И еще. Хорошие психологи никогда не ставят «диагноз» клиентам, поэтому не стоит ставить его и самому себе и своим близким. Это совершенно бесполезно, более того, даже вредно. Да-да – и это будет… психологической защитой, причем, не самой эффективной.

 

Комментарии