Рентгенофлюоресцентный анализ доказал, что ширмы старых японских мастеров покрыты нанометровым слоем золота. Аналогичного результата можно достичь лишь с помощью самых современных нанотехнологий.
Еще несколько сотен лет назад японские мастера овладели техникой производства тончайшего слоя сусального золота во всем мире. Толщина благородного металла на картинах, украшающих древние декоративные ширмы, составляет всего 100 нм.
Сусальное золото использовалось в декоративных целях во многих цивилизациях. Для создания тонких покрытий драгоценный металл вначале плавили, затем раскатывали на поверхности, а в конце еще обрабатывали специальными молоточками, чтобы достичь необходимой толщины.
Современные технологии позволяют производить золотые покрытия толщиной в 0,1 мкм. Толщина сусального золота на древнеегипетских погребальных масках составляет от 5 до 10 мкм, а на керамических изделиях арабских мастеров – всего от 0,2 до 0,5 мкм.
В Японии при создании картин на декоративных ширмах в течение многих столетий использовалось сусальное золото. Такие ширмы обычно стояли в домах знатных особ и богатых самураев, разделяя помещение на части. Золотые покрытия на таких ширмах уже давно считались тончайшими в мире, однако точное значение их толщины было неизвестно.
София Пессанья и ее коллеги из Лиссабонского университета исследовали шесть декоративных ширм из эпохи Момояма (1573-1603) и Эдо (1603-1868) с помощью рентгенофлюоресцентного анализа.
Им удалось доказать, что тончайший золотой слой на ширмах составляет всего 100 нм или же 0,1 мкм, т. е. рекордное значение даже для современных нанотехнологий.
Исследование португальских ученых также показало, что древние мастера постоянно улучшали свою технику: чем позже были изготовлены ширмы, тем тоньше оказывался покрывающий их золотой слой.