В русском языке есть слово «меланхолия». На самом деле оно пришло к нам из древнегреческого и означает «разлитие черной желчи/гнева». Меланхолия теперь кажется нам обычным синонимом хандры, печали, но еще не так давно этим элегично-тургеневским термином называли депрессию, относя ее то ли к чертам характера, то ли к настроению. Впрочем, сегодня существует некоторая терминологическая путаница. Депрессией одновременно называют и осеннюю хандру, и нешуточный психиатрический диагноз. В Международный день борьбы с депрессией, 24 марта, Naked Science рассказывает, что это такое и как отличить большое депрессивное расстройство от простой хандры.
Для начала разберемся с номенклатурой. Термином «депрессия» часто обозначают целый ряд депрессивных расстройств. Так, тревожную депрессию нужно отличать от тревожного расстройства, а большое депрессивное расстройство (его часто называют «большой депрессией», или БДР) — от биполярного.
Обычное переживание горя тоже похоже на депрессию, и некоторые специалисты ставят при нем тот же диагноз, так как чувство утраты способно спровоцировать развитие настоящей «меланхолии», если человек «застревает» в этом состоянии на долгое время.
Еще более расплывчаты причины расстройств депрессивного спектра. Некоторые из них, вероятно, являются соматическими (то есть внутренними — проблемы с метаболизмом, давлением и прочее). Скажем, таков гипотиреоз — состояние, обусловленное стойким и длительным недостатком гормонов щитовидной железы (это состояние встречается особенно часто у пожилых людей). По крайней мере, такая нехватка вызывает депрессивные симптомы (как, например, употребление некоторых лекарственных средств), поэтому многие врачи трактуют это расстройство как соматогенную депрессию.
Другие виды «меланхолии» связаны скорее с психологическими, а не соматическими причинами, а еще с наследственностью. Но точный ответ на вопрос о причинах депрессии неизвестен. И заметим, это расстройство считается самым распространенным в мире.
Первичное диагностирование депрессии (вне зависимости от ее вида) лучше провести самому, чтобы понять, есть ли вообще смысл обращаться к специалисту. Но здесь важно учитывать: если вы только что пережили горе и испытываете совершенно нормальную печаль по этому поводу, то это еще не означает, что у вас развилась депрессия, даже если печаль длится «более двух недель» (такова продолжительность классических симптомов депрессии, необходимая для постановки диагноза). А еще депрессивные состояния в самом деле могут быть связаны с временами года или отсутствием солнечных дней. На это обратил внимание еще Гиппократ.
Как же проверить себя на «депрессию»? Самые популярные методы — так называемые шкала Занга и тест Бека (и то, и другое легко найти в интернете и пройти онлайн). Стоит помнить, что эти шкалы — лишь первичная «диагностика». Настоящую должен проводить психиатр. Слова «психиатр» наиболее «продвинутые» в плане психологической культуры люди уже не боятся — и правильно делают: ведь психиатр — такой же врач, как все остальные, а иногда и более важный для здоровья и благополучия человека. Лекарства назначает тоже он (настоящие антидепрессанты отпускаются строго по рецепту).
Помимо таблеток, как правило, пациентам показана психотерапия — лучше уже не у психиатра, а у психотерапевта или психолога. Однако важно, чтобы медик специализировался именно на этой сфере и — для подстраховки — имел большой опыт работы с жертвами абьюза, поскольку часто на жалобы по поводу депрессии жалуются именно они. Те психологи, которые не знают специфики абьюзивных клиентов, могут серьезно навредить человеку.
«Меланхоличные» расстройства, как мы уже сказали, бывают разными. Тяжелые формы «черной желчи» характеризуются так называемой депрессивной триадой: хронически сниженным настроением, мыслительной и двигательной заторможенностью. Так, например, большое депрессивное расстройство описывается девятью критериями, наличие как минимум пяти из которых обязательно для постановки диагноза.
Это наблюдаемые в течение более чем двух недель: сниженное настроение; бессонница или, наоборот, гиперсомния (чрезмерная дневная сонливость либо избыточная продолжительность сна); значительная потеря веса при отсутствии диеты или прибавка массы тела, а также снижение или усиление аппетита; значительное снижение интереса и потеря удовольствия ко всей или почти ко всей деятельности (в том числе к той, которая раньше нравилась, — человек может заниматься ею, но удовольствия или не испытывает, или это чувство довольно «тусклое»); сниженная способность концентрироваться, мыслить или явная нерешительность; психомоторная ажитация (двигательное беспокойство) или, наоборот, замедленная двигательная деятельность; чувство никчемности и чрезмерной вины; усталость или потеря энергии и, наконец, «вишенка на торте» — периодические размышления о смерти, суициде либо даже практические попытки лишить себя жизни.
Симптомы должны присутствовать большую часть дня и почти ежедневно. Причем, как ни парадоксально, при большом депрессивном расстройстве человек может отличаться внешней веселостью и вовсе не создавать впечатление несчастного. Да и сам он может плохо осознавать свою тоску и печаль — это так называемая депрессия без депрессии, когда человек попросту вытесняет в бессознательное печальные мысли и чувства (этому способствует наша культура, не приветствующая «нытиков»). Близка к БДР в этом смысле и «смешанная депрессия», когда к симптомам первого добавляются маниакальные проявления (усиленная речевая активность, скаканье мыслей, повышенная разговорчивость), перепады настроения («все или ничего»).
Но в целом депрессивные расстройства описываются, как правило, следующими симптомами (повторимся, наблюдаемыми более двух недель): сниженным (угнетенным, подавленным, тоскливым, тревожным или безразличным) настроением; утратой способности получать удовольствие (ангедония); зачастую также присутствует сниженная самооценка; потеря интереса к жизни, неадекватное чувство вины; пессимизм по поводу будущего и настоящего; нарушение внимания; усталость или «обесточенность»; расстройства сна и аппетита; суицидальные мысли или планы.
Причины депрессии, как мы уже сказали, запутаны, словно квантовые состояния. Например, приверженцы психоаналитических теорий зачастую полностью отрицают значение наследственного фактора и биохимических процессов в развитии заболевания. Основная причина, по их мнению, лежит в детских и подростковых психотравмах, причем, как правило, очень раннего уровня развития. Значение событий, происходящих в зрелом возрасте, обычно не учитывают.
Психиатры часто, наоборот, отрицают значение детского опыта, да и какого-либо опыта вообще, ставя во главу угла биохимические и генетические дефекты. Истина, как водится, скорее всего, лежит где-то посередине (так считают большинство психологов и психотерапевтов) — в развитии депрессии лежат и те, и другие факторы в совокупности. Рассмотрим отдельные из них и последние исследования на эту тему.
В феврале 2023 года команда врачей из Пусанского национального университета (Южная Корея) провела систематический обзор исследований, охватывающих от 40 694 до 74 652 466 участников, и выяснила, что воздействие солнечного света влияет на распространенность самоубийств: число суицидов идет на «повышение» с увеличением широты (чем ближе к полюсам — тем в среднем света меньше). Дело в том, что недостаток солнечного света снижает связывание нейромедиатора серотонина в тромбоцитах крови и в мозгу. А это состояние, по мнению многих специалистов, может усилить агрессивность, в том числе аутоагрессию в виде депрессии.
Другие исследования, впрочем, говорят о противоположном действии серотонина. Так, в декабре прошлого года ученые из Университета Хоккайдо и Киотского (Япония) выявили ранее неизвестный нервный путь, участвующий в обработке неприятных внешних стимулов у мышей. Исследователи узнали, что активация нервных волокон, продуцирующих серотонин, в дорсальном ядре шва (в стволе мозга) у грызунов приводит к ощущению удовольствия, связанного с вознаграждением. При этом наиболее распространенные антидепрессанты — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые повышают уровень этого нейромедиатора в мозгу, и они не вызывают подобного чувства вознаграждения. Поэтому не лечат потерю способности получать удовольствие, связанную с депрессией. Это говорит о том, что в мозге есть и другие пути выработки серотонина, связанные с чувством вознаграждения и отвращения.
Кстати, в июле прошлого года другие ученые — из Университетского колледжа Лондона (Великобритания) — проанализировали результаты целого ряда прошлых исследований и тоже пришли к выводу, что связи между дефицитом серотонина и депрессией нет.
В январе 2023-го российские исследователи провели межвидовой анализ экспрессии генов головного мозга у рыбок данио, крыс и людей. В результате им удалось идентифицировать несколько ключевых белков мозга, которые могут играть важную роль в патогенезе аффективных расстройств, в том числе в развитии депрессии. Исследователи выявили несколько ключевых белков мозга (GRIA1, DLG1, CDH1, THRB, PLCG2, NGEF, IKZF1 и FEZF2) в качестве многообещающих мишеней для лекарственного воздействия, а также предложили новый набор генов, которые могут быть использованы для дальнейшего изучения аффективного патогенеза.
А в июне прошлого года ученые из Тюменского медицинского университета связали развитие депрессивных расстройств с нарушениями метаболизма и артериального давления (что первично здесь, а что вторично — вопрос). Особенно сильной эта зависимость оказалась у женщин. Кстати, известно, что «прекрасный пол» в два раза чаще страдает «меланхолией», чем мужской. И причины этого показали американские исследователи в декабре прошлого года. Виновником оказался ген под названием FEDORA.
Вообще, согласно исследованиям, за развитие депрессии несут ответственность множество причин. Так, ученые из университетов Арканзаса, Алабамы и Орегона (США) в октябре прошлого года опубликовали статью в Journal of Affective Disorders Reports, где показали, что «меланхолия» может развиться у молодых людей независимо от типа личности, если они слишком часто пользуются социальными сетями.
Это еще что: в декабре 2019 года ученые из Великобритании выяснили, что на развитие депрессии и повышенный риск суицидов влияет даже загрязнение воздуха. А в декабре 2021-го исследователи из Ирландии связали «меланхоличные» расстройства с дефицитом витамина B12. Коррелирует развитие депрессии и с вегетарианской диетой, и с лишним весом.
Однако одной из основных причин депрессии, помимо внешних, генетических и соматических, большинство психотерапевтов и психологов все-таки считают психотравмирующие ситуации в детстве и взрослом возрасте. Об этом же говорят исследования. Например, статья психолога Кэтлин Кендалл-Таккет из Университета Нью-Гэмпшира (США) от июня 2002 года, опубликованная в журнале Child Abuse & Neglect, в которой автор показывает: жестокое обращение с ребенком грозит ему в будущем развитием депрессии и посттравматического стрессового расстройства. Об этом же говорят отечественные работы.
Под жестоким обращением понимают не только физическое и сексуальное, но и эмоциональное насилие. А также пренебрежение ребенком, когда его оставляют в опасности либо просто игнорируют эмоциональные и витальные потребности.
На развитие депрессивных симптомов может повлиять даже опыт наблюдения за насилием. Кстати, исходя из работы тех же российских ученых, относительно «тихие» формы жестокого обращения с детьми (например, оскорбления или пренебрежение) характеризуются более прочной связью с последующим развитием депрессии по сравнению с явным физическим и эмоциональным насилием.
Психоаналитические школы часто винят в развитии «меланхолии» раннюю утрату значимых объектов — отца либо, что еще важнее, матери. Или же эмоционально «отсутствующего» родителя, который сам мог находиться в глубокой депрессии и не обращать внимания на ребенка.
Не каждый хочет осознавать, что видел многое из этого в своей жизни. Однако бессознательное не обманешь: травмы детства все равно дадут о себе знать. Стоит ли удивляться, что депрессия сегодня считается самым распространенным психическим расстройством?
Важно помнить: если депрессия наблюдается уже сравнительно долгий срок, то вылечить ее самому («не ныть», «уйти в работу») не получится — это такая же болезнь, как другие. Если затянуть процесс, то не ровен час, как за депрессией «подтянется» весь организм.
Есть исследования, которые показывают, что «меланхолия» изменяет свойства иммунных клеток, с ней связано развитие воспалительных процессов в организме, психосоматических заболеваний, а прием антидепрессантов коррелирует со снижением риска смерти от диабета.
Сегодня День борьбы с депрессией — самое лучшее время присмотреться к себе и обратить внимание на свое здоровье!
Комментарии
Хороший материал, вопрос рассмотрен со многих сторон. Добавил бы к причинам: диррективное, «уравнительное» школьное образование по устаревшим советским методикам и нормам; культуру, точнее её практически полное отсутствие, производственных отношений - от крепостного права, зная, что им «ничего не будет», наши руководители недалеко ушли; + навязываемый СМИ (особенно ТВ и соцсетями) образ т.н. «успешного успеха», т.е. если человек не бизнесмен-олигарх или какой-нибудь рембо-полицейский или -врач, то он автоматом попадает в «третий сорт», о который можно «вытерать ноги»...
Если посмотреть на некоторые страны, то там по пунктам с этим всем успешно поборолись (или добарываются). Возьмём Швецию: не уравнивают в школе, на школьном собрании не обсуждают детей, только интимно с каждым родителем, не озвучивают оценки перед всем классом, не пытаются из всех сделать инженеров, каждому по способностям и потом, во взрослой жизни, кассир в магазине так же уважаем, как инженер в судостроении. Отношения на работе так же не дают права начальнику орать, унижать подчинённых и за это ему "что-то будет", каждый подчинённый знает свои права. И в отношениях власть-народ такая же политика, все равны, а за ошибки политику тоже "что-то будет".
Депрессия в скандинавских странах бывает, но намного ниже, чем 15 лет назад (тогда норвежские суициды били рекорды), и это при том, что это самые несолнечные страны. Ну и там не страшно сходить ко врачу и признаться в "нехороших мыслях", поэтому ловят депрессию в начале.
Если мы когда-нибудь доберёмся до демократического общества, то каждый отдельный человек сможет чувствовать себя намного лучше, даже при гормональном сбое.