Космонавтика

Blue Origin подала в суд на NASA из-за выбора SpaceX для создания лунного посадочного модуля

Компания Blue Origin подала иск в федеральный суд США из-за соглашения, выданного ранее компании Илона Маска. Согласно нему, именно модуль от SpaceX доставит астронавтов ну Луну.

История с выбором лунного посадочного модуля далека от завершения. Blue Origin не хочет сдаваться и подала в суд на космическое агентство США. В компании Джеффа Безоса полагают, что NASA ненадлежащим образом оценило ее инициативу по созданию модуля. Blue Origin будет добиваться приостановки выполнения соглашения на время рассмотрения дела.

О подписании контракта со SpaceX на строительство модуля объявили в апреле. Проекты Blue Origin и Dynetics отклонили. В NASA посчитали, что компания Маска сделала самое выгодное предложение, однако конкурентов SpaceX это не устроило — и они подали протест в американскую Счетную палату. Хотя это привело к приостановке контракта, в итоге орган отклонил жалобы.

Модули для посадки на Луну от разных компаний / ©spacenews

Проект компании Маска базируется на Starship — перспективном пилотируемом космическом корабле, прототипы которого сейчас активно тестируют. Лунный модуль получил название Starship HLS: он имеет хорошо заметные конструктивные сходства со своим прародителем.

Starship / ©SpaceX

Лунный модуль — часть амбициозной программы Artemis, призванной вернуть астронавтов на Луну. Помимо США, участие в ней принимают партнеры американцев: европейцы, канадцы и японцы.

Первый старт по программе могут провести уже в этом году, однако он будет беспилотным. Аппарат проведет какое-то время на орбите вокруг Луны и вернется домой. Artemis 2 предполагает пилотируемый полет к спутнику без высадки на его поверхности: этот этап ориентировочно состоится в 2023-м. Наконец, в середине десятилетия США ожидают высадки на Луне человека.

Как и предполагали специалисты, сроки (особенно это касается первой высадки по программе) чересчур оптимистичны. Недавно провели внутреннюю проверку программы, выявив серьезные задержки в создании ряда ключевых компонентов. Согласно выводам, неготовность скафандров приведет к тому, что высадку, вероятно, не удастся осуществить в сроки.

Но есть и поводы для оптимизма. Так, сверхтяжелая ракета-носитель, которую будут применять для миссий Artemis, находится в высокой степени готовности. Ранее основную ступень Space Launch System соединили с двумя ускорителями.

В свою очередь, космический корабль Orion (еще одна составная часть Artemis) успешно выполнил первый полет еще в 2014 году.

Комментарии

  • Преимущества программы Маска вполне очевидны хотя бы из картинки сравнения модулей )) - Starship сможет доставлять на Луну существенно больший груз. Причем Маск предложил оплатить половину стоимости проекта из своих средств. Чем разумеется вызвал восторг у NASA которым бюджет опять урезали. Безос на такое вряд ли пойдет несмотря на статус самого богатого человека планеты.

    • Как раз картинка ничего не говорит - "Старшип" в этом комплексе всего лишь лунная ступень, а не межпланетный корабль, и большие размеры (т.е. большую массу) нужно вывести на орбиту Луны другой ракетой, и тут, при ограниченности задач, лишние килограммы совсем ни к чему. Не удивлюсь, если в конкретно этом комплексе "Старшип" трансформируется в нечто, совсем не похожее на эту картинку.

      • Это та картинка которая выиграла в конкурсе проектов у двух корпораций и под которую NASA согласилось выдать деньги. Это так не работает что вот мы сегодня обещаем доставить 150 тонн а через 3 года все переделаем и будет в пять раз меньше. Внешний вид может претерпеть изменения, но не заявленные характеристики.

        • Конкурс выиграла не картинка, а низкая цена коммерческого предложения от "Спейс Х". Предложи конкуренты меньшую цену, НАСА, скорее всего, плюнуло бы на фантастические характеристики Starship HLS и выбрало бы их. На этой же картинке я не вижу стыковочного узла, антенн связи, солнечных батарей и опор - трудно представить себе посадочный модуль без всего этого. Кстати, интересно, как НАСА собралось использовать гипотетическую возможность доставить на Луну с помощью Starship HLS 150 тонн груза, если SLS даже на опорную орбиту столько доставить не может. а при доставке на лунную орбиту масса полезного груза груза будет в несколько раз меньше? На один спуск Старшипа потребуется с почти десяток стартов грузовиков и танкеров?

          • доставить на Луну с помощью Starship HLS 150 тонн груза

            Дозаправка на орбите. Полет к Марсу тоже без дозаправки не обойдется как ни крути. Для Маска такой подход выгоден - он все равно собирался так делать только на свои, а Безосы решили добиться хотелок в суде. Это при том что еще неизвестно как себя покажет SLS которая в нынешнем варианте все равно не способна доставить на Луну космонавтов. И неизвестно как долго будут разрабатывать усиленный вариант. Вроде как только третья версия SLS будет способна осуществить пилотируемый полет. Что скорей всего приведет к такому затягиванию сроков и увеличению ценника, что НАСА просто плюнуло на остальные варианты.

      • Тоже не удивлюсь. Товарищу Маску Луна постольку поскольку, цель заявлена давно - Марс. Поэтому старшипы никто переделывать не будет, лунный модуль разве что сделают отдельно, как фэльконы, для конкретно этой задачи

        • На Марс денег пока никто не дает. Ну кроме частных инвесторов. Не удивлюсь если с точки зрения Маска участие в лунной программе это возможность отработать орбитальные полеты-стыковки за полцены. Плюс помощь в создании лунной базы, которая пригодится и для марсианской экспедиции. А Старшип позиционируется как универсальное средство доставки и для межпланетных программ и для орбитальных запусков и даже для атмосферных перелетов. Нет смысла переделывать его полностью под каждую задачу.

  • Желаю чтобы со всеми проектами Джеффа Безоса было то же самое, что и с Artemis.
    Т.е. чтобы с ними все судились и не давали им работать :)
    От всей души.