Оказалось, многие из тех, кто сидит на диете, не прочь заплатить деньги, чтобы не видеть соблазнительный продукт перед глазами. И стоимость растет, если человек находится в стрессе.
«Сила есть, воля есть, а силы воли — нет» — любимая поговорка многих людей, которые сталкиваются с проблемой отсутствия самоконтроля на должном уровне. Речь идет не о серьезных действиях вроде противоправных, а о таких повседневных вещах, как диета или соблюдение рабочего графика в условиях самоизоляции.
Дело в том, что самоконтроль требует значительных психологических усилий, и человек использует его, только если выгоды от этого перевешивают затраченные усилия. Несмотря на распространенность проблемы, ученые мало знают о когнитивных процессах, лежащих в ее основе. Специалисты из Нью-Йоркского университета (США) решили восполнить этот пробел и провели исследование, результаты которого опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Они провели серию экспериментов, благодаря которым подсчитали, какую цену готовы платить люди, сидящие на диете, чтобы избежать соблазна съесть пирожное. Так, 32 участникам сообщали о максимальной сумме, которую они готовы заплатить из лимита в 10 долларов, чтобы заманчивое кушанье исчезло из поля зрения. Лакомство ставили перед ними на полчаса.
У всех цена на избавление от соблазна была разной, но в целом не превышала 15 процентов от 10 долларов. А еще ученые выяснили, что она растет, когда испытуемые находятся в состоянии стресса и им предлагают вознаграждение в качестве мотивации для того, чтобы они не ели пирожное. Кроме того, исследователи обнаружили, что чем более заманчив был продукт для того или иного участника (это проверяли на основе оценочного опроса), тем большую стоимость он готов был заплатить, чтобы его убрали со стола.