Психология

Мозг смог «предсказывать будущее», исходя из мелодии, которую слушает

Ученые выяснили, что человеческий мозг способен «додумать» мелодию и воспринять ее как завершенную, если она заканчивается определенным образом. Таким образом наш мозг пытается «предсказать будущее». Этот же феномен, по мнению исследователей, касается додумывания речи и других явлений, протекающих во времени.

Исследуя то, как человеческий мозг обрабатывает прослушиваемую мелодию, ученые из университетов Орхусского (Дания), Лондонского (Великобритания) и Макмастера (Канада) смогли показать: когда музыкальный отрывок имеет незаконченный или неопределенный характер, человеческий мозг автоматически предсказывает окончание мелодии.

То есть фактически специалисты выяснили, что мозг способен давать предвидение на будущее. До этого считалось, что наш мозг оценивает музыкальные мелодии только постфактум, но не способен «предсказать» то, чем они закончатся. Исследование опубликовано в журнале Psychological Science.

Оно включало два эксперимента, в которых участвовали 38 и 31 человек соответственно. В первом они слушали хоральные мелодии Баха. При этом участники могли приостанавливать или перезапускать музыку, нажимая клавишу пробела на клавиатуре. Потом добровольцев проверили на то, насколько хорошо они запоминают мелодии. В результате участники более внимательно прислушивались к звукам.

Во втором эксперименте испытуемые слушали одни и те же музыкальные отрывки, а затем оценивали то, насколько полно они звучали. Выяснилось, что люди посчитали мелодии, заканчивающиеся на высокоэнтропийные тона, как более полные и дольше задерживали на них внимание. Исходя из этого ученые сделали вывод, что примерно так же человеческий мозг оценивает законченность, когда речь доходит до языка, движений или других процессов: он автоматически додумывает окончание того или иного «сюжета» в нашей жизни.

Комментарии

  • В самом общем виде все это было сформулировано Виктором Шкловским еще в начале прошлого века. Им было сказано примерно следующее: искусство использует инерцию восприятия, разрушает ее и воссоздает на новом уровне...
    "Целью искусства является дать ощущение вещи как видение, а не как узнавание; приемом искусства является прием «остранения» вещей и прием затрудненной формы, увеличивающий трудность и долготу восприятия, так как воспринимательный процесс в искусстве самоцелей и должен быть продлен; искусство есть способ пережить деланье вещи, а сделанное в искусстве не важно".

    • « искусство использует инерцию восприятия, разрушает ее и воссоздает на новом уровне...»
      Лев! Это ваша трактовка цитаты ниже в вашем комменте?
      Мне это определение нравиться гораздо больше, чем исходная цитата.
      А вообще статья странная…
      « два эксперимента, в которых участвовали 38 и 31 человек соответственно» - все музыканты?
      Не музыкант не может «додумать» произведение.
      И в статье сделали вывод: человек из списка (какова выборка?) может додумывать мелодии и « Исходя из этого ученые сделали вывод, что примерно так же человеческий мозг оценивает законченность, когда речь доходит до языка, движений или других процессов: он автоматически додумывает окончание того или иного «сюжета» в нашей жизни.» Может в исследовании это как-то показано( мне лень читать)? Но из данной статьи эти выводы не аргументированы.

      • Не музыкант не может «додумать» произведение.

        Вы без слов кому-нибудь напойте "в траве сидел кузнечик..." и большинство допоет "зелененький он был"...

        • Ну я, допустим, напою.. но это не значит, что любой сможет напеть. И это касается только русскоговорящих. И то я не уверен за молодежь. А во вторых.. есть такая передача «Угадай мелодию» и там все не так однозначно.

          • Те, кто мультик не смотрел, и даже иноязычные обязательно что-нибудь намурлыкают без слов. Любому человеку свойственно не только достраивание, но и достраивание опережающее. Вы, наверное, сами замечали насколько часто вам хочется прервать собеседника и вставить свои 5 копеек, когда тот не добрался и до середины предложения или риторического периода...
            Даже здесь мы часто видим, как люди, не дочитав, начинают возражать или поддакивать авторам или комментаторам... При частом повторении такое явление становится страшноватым.
            В той же работе В. Шкловский про сходные явления в жизни сказал блистательно:
            "Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, то увидим, что, становясь привычными, действия делаются автоматическими. Так уходят, например, в среду бессознательно-автоматического все наши навыки...
            ...Так пропадает, в ничто вменяясь, жизнь. Автоматизация съедает вещи, платье, мебель, жену и страх войны".

          • «Те, кто мультик не смотрел, и даже иноязычные обязательно что-нибудь намурлыкают без слов»
            Тут не соглашусь.
            Намурлыкать может каждый. Но чтобы ее понял другой человек ,доступно мелодию даже знакомую может воспроизвести - один из тысячи.

            « Даже здесь мы часто видим, как люди, не дочитав, начинают возражать или поддакивать авторам или комментаторам»
            Здесь зачастую люди выдают свои фантазии за мысли других. Т. е. они не домысливают, а пытаются показать, со поняли собеседника гораздо лучше самого излагающего.

            « "Если мы станем разбираться в общих законах восприятия, то увидим, что, становясь привычными, действия делаются автоматическими. Так уходят, например, в среду бессознательно-автоматического все наши навыки...»

            Автоматизация навыков - удел ленивых, а следовательно - изобретателей. Ибо только они двигают этот мир вперёд.

            Но от темы статьи ушли мы…
            Обычный человек не может воспроизвести музыку для корректного восприятия другим человеком.
            Также и поведение, речь и движения одним человеком не могут быть закончены другим человеком, если только оба не обладают навыками понятными обоим.