Технологии

В России нашли способ резко повысить ресурс силовой установки авиалайнера МС-21

Благодаря применению нового сверхпрочного сплава для лопаток двигателей ПД-14 удастся существенно повысить ресурс силовой установки и безопасность полетов МС-21.

Как сообщили «Известия», российские ученые активно работают над повышением ресурса ПД-14. Одна из потенциально прорывных разработок в этой сфере — улучшение качества материалов, которые используют для изготовления титановых лопаток двигателя. Они представляют собой самый нагруженный элемент, который должен отличаться исключительной прочностью.

В рамках нового исследования специалисты применили особую технологию деформационной обработки титановых сплавов.

Дело в том, что титан и его сплавы обладают структурой, состоящей из мелких зерен, похожих по форме на сферы. Благодаря новой технологии стало возможным сократить их размер до 100 нанометров (0,1 микрона), что позволило увеличить прочность сплава примерно на 20%. На практике это может означать повышение ресурса лопаток двигателя в два-три раза, что упростит обслуживание авиалайнера, а также сделает самолет существенно надежнее.

Турбовентиляторный двигатель ПД-14 / ©РИА Новости/Рамиль Ситдиков

На сегодня изготовили экспериментальную партию новых титановых лопаток: в дальнейшем они должны пройти тесты на предприятии ПАО «ОДК-УМПО». В случае успешных испытаний технология найдет применение на серийных авиалайнерах МС-21.

Эксперты отмечают, что для установки новых деталей не нужно вносить изменения в регламенты технических проверок двигателей, так что обслуживать их можно будет по старой схеме.

МС-21 — флагманский проект российского гражданского авиастроения. Это ближне-среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет, который должен составить на рынке конкуренцию таким распространенным машинам, как Boeing 737 MAX и Airbus A320neo. Эту же нишу занимает перспективный китайский авиалайнер Comac C919, который, как и МС-21, пока существует лишь в виде прототипа.

Уже построили четыре летных образца МС-21, а также один комплекс для статических испытаний. Напомним, в апреле Объединенная авиастроительная корпорация возобновила летные тесты МС-21-300, которые приостановили из-за пандемии коронавируса.

Отметим также, что в прошлом году, во время одного из этапов летных тестов, произошла нештатная ситуация, связанная с неисправностью шасси. Сейчас, насколько можно судить, эти проблемы устранили. Если дальнейшие испытания будут успешными, начало серийного выпуска авиалайнера может стартовать в середине 2020-х.