Колумнисты

Российские ученые узнали, что помогает студентам принять цифровизацию в обучении и оставаться счастливыми

Студенты успешно учатся в цифровой образовательной среде вуза, если испытывают переживания удовольствия при отсутствии переживания усилия. Если цифровая среда вуза построена не совсем так, чтобы максимально облегчить жизнь студентов, то, как показали ученые из МГППУ и БГПУ, придется задействовать ресурсы саморегуляции.

Не секрет, что в образовательный процесс в высшей школе повсеместно внедряются цифровые технологии, причем это происходит не только при переходе на дистанционное или смешанное обучение. Даже при обычном очном обучении все больше и больше в учебном процессе становится задействована так называемая цифровая образовательная среда — ЦОС.

ЦОС — это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Она включает множество элементов, которые уже давно знакомы многим студентам: это и вебинарные оболочки для коммуникации участников образовательного процесса в дистанционном формате (Zoom, Cisco Webex, Google Meet, Microsoft Teams или так далее), и инструменты проверки оригинальности квалификационных студенческих работ и научных текстов (например, Антиплагиат), и электронная библиотеки вуза, и электронные учебные курсы, размещенные на цифровых платформах на основе систем управления учением (Learning management system, LMS), например, Moodle, Coursera, Stepik или других платформах, и многое другое. Часто студенты используют все эти компоненты и даже не подозревают, что работают в цифровой образовательной среде.

При этом не все студенты позитивно и с радостью принимают перемещение процесса обучения в цифровую образовательную среду. «Цифровизация часто встречает психологическое сопротивление и непринятие – активируются так называемые барьеры второго порядка, а это мешает обучению, – отмечает Мария Одинцова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дистанционного обучения факультета дистанционного обучения МГППУ, – поэтому так важно знать, какие именно личностные характеристики и внутренние ресурсы студентов могут стать факторами принятия или непринятия цифровой образовательной среды».

В исследовании, посвященном определению этих личностных характеристик и ресурсов, приняли участие более полутора тысяч студентов из разных вузов России и Беларуси. Результаты этой большой работы позволили выделить важнейшие факторы принятия цифровой образовательной среды для обеих выборок. «Это оказались переживания в учебной деятельности: переживание удовольствия при отсутствии переживаний усилия и пустоты приводит к принятию цифровой образовательной среды, – сообщают Марина Сорокова, доктор педагогических наук, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA МГППУ, и Наталия Радчикова, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник центра PsyDATA. – В качестве важных элементов принятия цифровой образовательной среды также выделяются различные ресурсы саморегуляции: моделирование значимых условий достижения целей, оценивание результатов и программирование действий, а для белорусской выборки еще и настойчивость».

Таким образом, исследование показало, что основными факторами являются не личностные черты обучающегося, а те переживания, которые он испытывает во время учебной деятельности и некоторые структурные компоненты саморегуляции. Сходные по качеству и структуре модели для двух разных стран позволяют подтвердить надежность полученных результатов.

Похожее исследование было проведено в МГППУ (более 400 участников). В нем, кроме перечисленных выше характеристик и ресурсов, изучалась учебная мотивация, адаптированности студентов к учебному процессу и к своей учебной группе, а также механизму отчуждения моральной ответственности.

«Результаты показали сходную картину, – рассказывают исследователи Мария Одинцова, Наталия Радчикова и Марина Сорокова, – важнее всего оказались переживания в учебной деятельности. Некоторое положительное влияние имеет также мотивация достижения и мотивация самоуважения. Таким образом, если студентам недостаточно позитивных переживаний в учебной деятельности, они могут восполнить это стремлением к успеху в учебной деятельности, стремлением доказать себе свою эффективность как успешного деятеля, обладающего компетентностью, способного и достойного уважения, а также способностями к саморегуляции».

Возникает вопрос: а зачем вообще принимать эту самую цифровую образовательную среду и преодолевать барьеры? Разве и так мало в жизни трудностей? Оказывается, те студенты, которые хорошо адаптировались как к учебной группе, так и к учебной деятельности, а также имеют положительное отношение к ЦОС (то есть принимают ЦОС), имеют более высокий уровень удовлетворенности жизнью. Это показали результаты еще одного исследования.