До сих пор процессы основывались на очищенной пресной воде, которая стоит довольно дорого. Чтобы увеличить использование водородного топлива, нужен другой источник, более дешевый и не использующий ту воду, которую мы могли бы пить.
Совместная группа сотрудников Стэнфордского и Пекинского университетов нашла способ превращать морскую воду в водородное топливо, используя химическую реакцию из курса средней школы. Если пропустить электрический ток через воду, она расщепляется на кислород и водород — последний может использоваться в качестве надежного источника топлива с нулевым уровнем выбросов. В прошлом процесс предварительной очистки воды был слишком энергоемким, отчего недостатки процедуры перевешивали достоинства, однако теперь специалисты выяснили, как можно пропустить этот этап и преобразовывать морскую воду в пригодный для использования водород. Результаты исследования и новый метод опубликованы в журнале PNAS.
По словам ученых, производство водородного топлива из источников пресной воды может создать проблемы для тех, кто испытывает жизненную необходимость в этой жидкости. Это особенно верно, поскольку изменение климата может вскоре усугубить засуху во всем мире. Поэтому вместо этого специалисты разработали новое металлическое покрытие для электродов, используемых в эксперименте: оно позволило бы им противостоять химической реакции, происходящей в соленой воде. Поскольку для разделения воды на водород и кислород необходим электрический заряд, ученые постарались сделать свой аппарат максимально экологичным, установив на него солнечные батареи.
Как утверждает сотрудник Стэнфорда, химик Хунцзе Дай (Hongjie Dai), созданная система может быть установлена на подводные лодки или снаряжение для подводного плавания. Водородные топливные элементы могут питать подводную лодку или снаряжение дайвера, в то время как кислород, образующийся в результате химической реакции, может поступать человеку, пополняя его запасы, чтобы тот мог дышать. Вместе с тем специалисты отмечают, что любое практическое применение возможно не скоро, так как исследование лишь демонстрирует, что подобная технология в принципе может работать.
«Сейчас потребность в водороде все еще относительно ограничена, потому что так называемая водородная экономика еще не достигла своего пика, хоть и находится на ранней стадии роста. Однако в будущем спрос на водород существенно повысится», — отмечает Дай.
Водородное топливо действительно приобретает все большее значение в современном мире. Автомобили с водородным двигателем уже доступны для широкого пользования, а поезд с таким же принципом теперь курсирует по Германии. В этом году в Сан-Франциско прибывает паром, работающий на водороде, а в Норвегии разрабатывается проект по созданию грузового судна с нулевыми выбросами. Стартап в Сингапуре работает над первым региональным водородно-электрическим самолетом. По словам Дая, если в будущем автомобили и другие транспортные средства получат широкое распространение, нам понадобится очень много водорода — и тогда человечество начнет активнее думать о том, где и как его получить.