Психология

Как вы яхту назовете: зачем переименовали Boeing 737 МАХ

После серии авиакатастроф в октябре 2018 года возле Джакарты и в марте 2019-го в Эфиопии эксплуатация Boeing 737 МАХ 8 была приостановлена в США, странах ЕС, Азии, Африке и России. А после того, как у авиалайнера выявили еще ряд проблем, сборку этой модели вовсе временно прекратили. В конце августа 2020 года, впрочем, в компании заявили, что намерены переименовать скандальный самолет, дав ему более скромное имя, под которым крылатая машина фигурировала лишь в служебной переписке, — Boeing 737-8. Поможет ли это вернуть утраченное доверие к старому лайнеру на новый лад, зачем вообще переименовывать самолеты и как новое имя может повлиять на чувство безопасности? Разбираемся.

Морально устаревшие

Переименовывают самолеты редко, даже после авиакатастроф. Это и понятно: во-первых, это выглядело бы смешно, а, во-вторых, для того, чтобы менять ставшее уже известным имя нужны веские основания. Их, вероятно, не было даже после самой масштабной катастрофы в истории авиации — той, что произошла в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе 27 марта 1977 года.

Тогда на взлетной полосе столкнулись два самолета — Boeing 747-206B и Boeing 747-121 – и погибло 583 человека. Но никто авиалайнеры переименовывать не стал. Потому, что в этой катастрофе сыграл роль человеческий фактор, а не технические недостатки авиамашин. Те же причины являются основными в подавляющем большинстве авиакатастроф (примерно в 75 процентах случаев, как утверждают эксперты).

Вероятно, человеческий же фактор стал причиной аварии, произошедшей 5 мая 2019 года в Шереметьево (ситуация там более чем запутанная, поэтому ответственность за катастрофу может лежать, как на технических моментах, так и на пилоте). Авиалайнер Sukhoi Superjet 100-95В вынужден был вернуться в аэропорт через 27 минут после вылета — из-за технических неполадок на борту.

Во время посадки самолет получил повреждения, что и стало причиной пожара и гибели 41 человека (37 — выжили). Следственный комитет признал виновным в аварии командира воздушного судна Дениса Евдокимова, однако, тот свою вину отрицает и считает, что к катастрофе привела «некорректная» реакция самолета на действия ручкой управления во время посадки.

Последствия авиакатастрофы в Лос-Родеос / ©ru.wikipedia.org

В связи с аварией Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила обращение в Минтранс РФ с просьбой проверить соответствие типовой конструкции воздушного судна требованиям. Следствие продолжает обвинять Евдокимова, тем не менее, уже в августе того же 2019 года глава «Ростеха» Сергей Чемезов допустил переименование лайнера Sukhoi Superjet 100 после ряда проблем, в том числе, и катастрофы в Шереметьево.

«Что касается ребрендинга — может быть, действительно надо сделать. Тем более можно сделать наше российское название», – сообщил Чемизов. А также пояснил, что Sukhoi Superjet 100 имеет «детские болезни», которые отрабатываются и «со временем пройдут». Пока, впрочем, переименование не состоялось, а если и произойдет — едва ли оно будет вызвано авариями с участием самолета: все-таки в скандалах, подобных тому, что произошел с Boeing 737 МАХ, Sukhoi Superjet замечен не был. Ситуация с Боингом — беспрецедентная в истории авиации.

Но иногда самолеты все же переименовывают. Как правило, это связано с тем, что названия моделей попросту морально устарели. Так, в декабре 2019 года СМИ сообщали, что российским гражданским самолетам хотят присвоить новые названия. Это нужно, чтобы избавиться от существующего «зоопарка». Например, ближнемагистральный самолет будет условно называться «Добролёт-100», а не Sukhoi Superjet 100, среднемагистральный – «Добролёт-300», а не «МС-21», а дальнемагистральный – «Добролёт-500» вместо Ил-96 (разумеется, «Добролётами» лайнеры вряд ли назовут — это лишь рабочее имя).

По мнению экспертов, известные во всем мире Ту, Ил или Ан уже потеряли свою актуальность (единственным актуальным самолетом остается только Ил-96), поэтому переименование необходимо, чтобы сформировать некий устойчивый бренд отечественных моделей авиалайнеров, который звучал бы внятно и создавал у иностранцев образ российской гражданской авиации. С 737 МАХ ситуация иная, хотя тоже связана с имиджем бренда.

«Победа»: самолет с репутацией убийцы

Капитан Врунгель со своей знаменитой яхтой «Победа»/«Беда» был ближе к истине, чем мы думаем. Истина — в данном случае: и экономическая целесообразность, и научные исследования. «Яхту» и в самом деле стоит назвать с умом — ну или переименовать. Каждый хоть сколько-нибудь близкий к менеджменту человек знает, насколько важно название бренда, имя фирмы, логотип продукта. Он должен быть ярким и запоминающимся. Впрочем, не всегда. Но об этом позже.

Первая катастрофа с Boeing 737 МАХ 8 произошла 29 октября 2018 года. Самолет авиакомпании Lion Air выполнял рейс Джакарта-Панкалпинанг. Через 13 минут после взлета он пропал с экранов радаров, а затем его обломки обнаружили в Яванском море. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли — их было 189 человек. Эта катастрофа стала самой крупной по числу погибших в истории Boeing 737.

Схема полета рейса самолета, вылетевшего из Джакарты / ©ru.wikipedia.org

Второй, контрольный, удар по репутации воздушного судна был нанесен 10 марта 2019 года. Самолет той же модификации вылетел из Аддис-Абебы в Найроби, но уже через шесть минут после взлета рухнул на землю. Погибли все 157 человек, находившихся на борту. Это была вторая катастрофа за полгода (при этом летевшему самолету было меньше двух лет). Первые же расшифровки самописцев показали, что причины могут быть аналогичные тем, которые имели место при первой аварии — в октябре, то есть дело оказалось не в человеческом факторе, а в технических характеристиках самого самолета.

Уже через три дня после аварии 76 стран решили приостановить полеты авиалайнеров данной серии. Свое небо для этих самолетов закрыли страны Евросоюза, Оман, Малайзия, Австралия, Сингапур, Россия, Канада и США. Дальше — больше. Авиакомпании стали отказываться от уже заключенных договоров на поставку модели, а СМИ окрестили 737-МАХ «летающими гробами». В мае 2019 года The Wall Street Jornal выяснила, что компания Boeing знала о технических проблемах со скандальной моделью самолета, но более года скрывала эти данные.

Разбившийся 10 марта 2019 года самолет за месяц до катастрофы / ©ru.wikipedia.org

Уже в декабре это же СМИ сообщило, что Федеральное авиационное управление США признало Boeing 737 МАХ опасными уже вскоре после первой трагедии, в ноябре 2018 года, но тогда их полеты не приостановили. Сегодня поставки данной серии самолетов временно заморожены. Потери компании Boeing исчисляются миллиардами. Авиаконцерн настаивает на безопасности своих лайнеров и обещает улучшить их.

Скромный самолет

Можно предположить, что воздушная машина была создана немного впопыхах, поскольку решение о разработке проекта с громким именем 737 МАХ было принято под давлением обстоятельств — после того, как компания Airbus запустила программу своего узкофюзеляжного самолета с улучшенными характеристиками Airbus A320neo. Тогда-то компания Boeing и явила миру свой новенький самолет, в котором двигатели от прежних моделей были заменены на более мощные и эффективные.

Впрочем, из-за того, что их пришлось установить на место прежних нарушилась центровка судна и оно начало задирать нос при полете. Для того, чтобы избавиться от недостатка — разработчики установили специальную программу, которая опускает нос. Но почему-то никому ничего не сообщали о ней вплоть до катастрофы в Индонезии. В конце лета 2020 года СМИ узнали о переименовании 737 МАХ в скромное название 737-8. Раньше таким именем самолет называли только в служебной переписке.

Понятно, что переименование — тоже рекламный ход, только направлен он на противоположный эффект: если раньше нужно было максимально привлечь внимание к лайнеру, теперь необходимо это внимание отвлечь. Понятно почему официально компания не сообщала о переименовании — это вызвало бы очередную порцию ненужного внимания. Некоторый эффект такая акция, кажется, принесла — крупнейший чартерный перевозчик Польши, компания Enter Air, которая специализируется исключительно на «боингах», уже заказала для своего парка восемь самолетов данной модификации.

“Конкурент” Boeing 737 МАХ 8 – Airbus A320neo / ©ru.wikipedia.org

Но сумеет ли переименование улучшить ситуацию с поставками другим авиаперевозчикам? Понятно, что для этого нужна не только смена имени, но реальное улучшение характеристик самолета, однако, будут ли доверять «искупавшемуся в молоке» лайнеру пассажиры и авиакомпании?

Посеешь имя — пожнешь судьбу

Едва ли кому-нибудь приходило в голову изучать последствия переименования самолетов, зато есть множество исследований, посвященных звуковым ассоциациям и именам. Человеческим, разумеется. Но и у самолета есть имя, поэтому некоторые выводы, вероятно, можно с осторожностью перенести и в обсуждаемую нами сферу. Ведь имя — это всегда нечто определяющие, нечто, что несет в себе краткую, но основную информацию.

Поэтому нам, как правило, не все равно то, как нас называют окружающие люди. Многие даже имеют определенные «отношения» с собственным именем — одни его любят, другие — терпеть не могут. Это означает, что наше имя — вовсе не случайный для нас набор символов, оно несет в себе определенный посыл. Недаром же так много людей очень тщательно относится к выбору имени для собственных детей — с тем же ревностным упорством, с каким выбирают бизнесмены название своего бренда.

Но обратимся к исследованиям. Так, в 2019 году канадские психологи пришли к выводу, что звучание нашего имени влияет на первое впечатление о нас (о чем наверняка безо всяких исследованиях знают все пиарщики и топ-менеджеры, которые создают продающие бренды). В исследовании, опубликованном в APA PsycNet, речь идет о так называемом звуковом символизме — явлении, при котором определенные фонемы кажутся неразрывно связанными с определенными вещами. Оно известно для различных слов и словоформ, однако, в данном исследовании проводилась связь между звучанием имен и ассоциациями, которые они вызывают.

И такая связь нашлась. В результате многочисленных опросов выяснилось, что имена, содержащие сонорные звуки (м, л, н) ассоциируются с уступчивостью, повышенной эмоциональностью и ответственностью. А вот носителей имен, в которых есть так называемые взрывные согласные (т, к, п), считают склонными к экстраверсии. При этом, как показывают те же исследования, никакого отношения к реальным качествам людей, у которых в имени присутствуют те или иные звуки, это не имеет. Тем не менее, окружающие бессознательно продолжают приписывать этим звукам некую эмоциональную окраску. Это означает, что наше имя несет в себе определенный смысловой код для других людей, также, вероятно, как и имя любого бренда.

Другие исследования показывают, что звуки различных слов могут вызывать ассоциации с определенными геометрическими формами. Например, слово bouba носителям английского языка кажется округлым, а kiki – угловатым. Вероятно, наличие таких ассоциаций связано с тем, что когда-то символы алфавита возникли из рисунков, которые обозначали отдельные слова. Наш мозг как бы «продолжает» ассоциировать буквы с рисунком.

Таким образом, можно интерпретировать и слово «МАХ». Крупные буквы в сочетании с ассоциацией со словом maximum рисуют нам нечто грандиозное, большое, максимально улучшенное. Краткость и звучность слова, в свою очередь, должны сыграть в пользу его запоминаемости. А вот набор цифр «737-8» не значит ничего, лишь непонятный код, который быстро стирается из памяти — примерно также, как хотели бы заставить мир забыть о катастрофах менеджеры компании Boeing.

Результаты еще одного исследования, опубликованного в Journal of Personality and Social Psychology в 2017 году, указывают на не менее удивительный факт. В это сложно поверить, но зачастую люди (а также нейросеть) способны угадать имена незнакомцев на цветных фотографиях (при этом даются варианты ответов из четырех имен). Правда, этот «закон» работает лишь на имена людей из «своей» страны. Еще один важный фактор — на фотографии должна быть видна прическа человека, лицо без прически (или только прическа) вызывало у участников эксперимента затруднения в том, чтобы правильно назвать его имя. Исследователи предположили, что такой эффект может быть связан с тем, что имя также вызывает у людей определенные ассоциации.

Она из возможных причин в тех же звуковых ассоциациях (носитель имени «Боб», к примеру, в представлении окружающих должен иметь круглое лицо). Кроме того, можно предположить, что многим известны и старинные обозначения тех или иных имен (тем более, их носителям). И те, и другие, не осознавая того, могут соответствовать этим «кодам». Так, выяснилось, что у людей с одинаковыми именами зачастую бывает похожее выражение лица. По мнению исследователей, такое соответствие могут закладывать в человека и родители, давшие ребенку имя. Например, девочке по имени Джой (по-английски — «радость») с детства говорят «Ты улыбчивая, веселая, прямо, как твое имя».

Ребенок старается соответствовать ожиданиям родителей, и в самом деле начиная улыбаться и излучать позитив. Поэтому есть основания предположить, что и грандиозное имя обсуждаемого нами самолета «MAX» также должно было вызывать у людей — владельцев авиакомпаний и простых пассажиров — нечто, что связано с широким размахом, уверенностью и надежностью. Задача переименованного лайнера — стать максимально незаметным и не узнанным. Разумеется, это должно повлиять и на чувство безопасности — если самолет всего лишь один из многих, то почему должен быть опасен именно он? 

Комментарии

  • разумеется, «Добролётами» лайнеры вряд ли назовут — это лишь рабочее имя --- ой, и не надо. Я представляю, как народ переименует эти самолеты. Это непечатно.

  • символы алфавита возникли из рисунков, - - это иероглифы возникли как рисунки реальных предметов.
    А символы алфавита были изобретены, похоже, всего лишь один раз, а потом только заимствовались. Буквы обозначают звуки речи, а не рисунки.