Археологи нашли свидетельства того, что наши предки формировались как вид не только в прибрежных зонах, но и вдали от них. Об этом свидетельствуют находки ритуальных артефактов на юге Африки.
Работа опубликована в журнале Nature. Всевозможные древние находки (вскрытые раковины моллюсков, орудия труда) на берегах океана в Африке — родине человечества — привели к тому, что в науке стало доминировать мнение, будто наш вид сложился в условиях, близких к побережью. По крайней мере, если говорить о юге Черного континента. Новое исследование ученых из университетов Кейптауна и Витватерсранда (ЮАР), Ла-Троба (Австралия) и Инсбрукского (Австрия), а также Университетского колледжа Лондона (Великобритания) показывает, что первые человеческие «инновации», подобные тем, что нашли в прибрежных зонах Южной Африки, существовали в то же самое время и в 600 километрах от океана.
Речь идет не об утилитарных предметах. Их обнаружили в пещере на холме Га-Мохана, возвышающемся над саванной в пустыне Калахари. Предметы, которые нашли археологи, представляют собой белые кристаллы кальцита (всего 22 штуки) и фрагменты скорлупы страусиных яиц. Их, по мнению ученых, наши предки использовали в качестве резервуаров для воды. Датировка артефактов составляет порядка 105 тысяч лет. Ее удалось определить при помощи метода оптически стимулированной люминесценции.
Анализ показал, что кристаллы попали туда не естественным путем, а были собраны намеренно. Ученые полагают, что они служили древним людям в качестве предметов культа и связаны с духовными верованиями и ритуалами. Примечательно, что место, где нашли кристаллы, используется местными жителями для проведения ритуалов и в наши дни.
Климат в Калахари, как известно, далеко не самый благоприятный и весьма засушлив — небольшое количество осадков выпадает лишь в определенные сезоны. Однако в прошлом воды там могло накапливаться больше, чем сегодня. Об этом свидетельствуют находки туфа возле холма. Поэтому, по мнению исследователей, древние люди могли жить там довольно комфортно.
Комментарии
Археологи на все, что не могут объяснить, говорят "это культовое".
При этом предметы, явно принесенные человеком, но непонятно зачем, называются в западной литературе манупортами. Их культовое предназначение требует доказательств или фактических обоснований.
"что наши предки формировались как вид не только в прибрежных зонах, но и вдали от них. " - начало смутило, но потом стало понятно, что имеется в виду конкретно Хомо сапиенс. Прочие Хомо как раз формировались вдали от побережья.
Ольга Иванова всегда неплохо пишет, и темы выбирает по археологии и антропологии интересные. Богатые направления, сад души. Жаль не пишет лонгридов в этих областях. Было бы интересно почитать. Может таки напишет.) мое археологическое прошлое часто внутренне взывает к этому.Ольга, а поясните, пожалуйста, что значит надпись под фото со страусиным яйцом «автор предоставлен» - ? Как правильно понимать это словосочетание?
Признайтесь уже в любви к автору более определённо, Николай)
Автор и его творчество суть разные вещи.) Если вы любите Бетховена - то скорее всего вы любите его музыку, а не лично композитора.
Так что разговор идет все же о материалах.)
Хорошо что речь идет лишь о творчестве )) а то Ольга Иванова порой пишет как Березин на минималках.
В абстракте статьи дословно сказано: "Мы сообщаем о доказательствах преднамеренного сбора неутилитарных предметов (кристаллов кальцита) и скорлупы страусиных яиц... Наши результаты показывают, что нововведения в поведении людей в глубине южной части Африки не отставали от нововведений в популяциях у побережья и что эти нововведения могли развиваться во влажной среде саванны". Похоже, что публикатор насчет их ритуального характера погорячилась...
С тем же успехом можно было бы замахнуться на утверждение об игровом, счетном или обменном предназначении этих пластинок...
Кстати да, лего в тот период купить было негде, а дети есть дети, им хотелось играть. Очень возможно, что камушки и яйца были игровой валютой. Мы тоже так делали, и тоже потому что лего еще не было за железным занавесом....
Играют даже шимпанзе, бросая специальные камешки в ствол дерева. Поведение в отношении непонятного нам использования предметов может быть достаточно сложным.