История

Археологи узнали, что древние иудеи ели некошерную пищу

Ученые исследовали древние рыбьи кости из археологических памятников в Израиле и выяснили, что рацион древних иудеев отличался от ветхозаветных диетических законов.

Работа опубликована в журнале Tel Aviv. Целью ученых из Ариэльского и Хайфского университетов (Израиль) было узнать происхождение законов Ветхого Завета, касающихся еды, которые до сих пор соблюдаются многими евреями. Один из таких канонов — запрет на употребление в пищу любых видов рыб, у которых нет чешуи и плавников.

Для этого специалисты проанализировали 56 археологических комплексов по всему Южному Леванту — начиная с позднего бронзового века и до конца византийского периода (примерно с 1550 года до нашей эры по 640 год нашей эры). В итоге они выдвинули предположение, что иудейские предпочтения в еде берут начало вовсе не в древних традициях, которые затем перекочевали в Пятикнижие, а в более поздней их модификации.

Изучив тысячи рыбьих останков, которые нашли в археологических памятниках, ученые показали, что до появления Ветхого Завета иудеи ели рыбу без чешуи и плавников. Во многих иудейских поселениях, относящихся к железному веку (1130-586 годы до нашей эры), в том числе в столице Иудеи Иерусалиме, костные скопления включали значительную часть остатков некошерных рыб. Другим ключевым открытием археологов стало свидетельство употребления некошерной рыбы в Иерусалиме в персидскую эпоху (539-332 годы до нашей эры).

А вот в римский период рыбные кости некошерных видов практически отсутствуют. А те, что есть, указывают на некоторое несоблюдение правил среди иудеев. В дальнейшем авторы намерены изучить больше рыбных останков римской эпохи, чтобы понять, в какой конкретно момент местное население перешло на кошерную пищу.

Комментарии

  • Если учесть, что в хозяйствах вполне правоверных иудеев могли быть и даже обязательно были слуги не иудеи и рабы, то, чтобы достоверно судить о рационе питания иудеев, нужно было бы совершенно точно установить, что в отбросах остатки пищи иудеев и не иудеев не смешивались... Также следует получить данные о том, дозволялось ли работникам не иудеям употреблять в пищу некошерную пищу или они обязаны были соблюдать кашрут наравне с хозяевами? Такие данные в статье, похоже, отсутствуют.
    Не исключено, что сокращение остатков некошерных рыб в иудейских поселениях римского периода связано с сокращением возможности для иудеев в это время иметь слуг и рабов и/или даже с запретом на владение иудеями рабами...

    • Опять-таки Пикуах Нефеш применялся уже тогда.

    • Скорее всего древняя Палестина не была энтически однородной. Как минимум купцы, завоеватели и наемники, всякие идумеи, бедуины, финикийцы, греки, арамеи, персы должны были присутствовать. Их не очень жаловали, но без них явно дело не обходилось.

    • Это жутко раздражает, на самом деле. Разные правила под одной крышей. У Чехова есть рассказ "Убийство", где набожный один брат читает псалтырь дома и вообще строго соблюдает все, а рядом с ним в одном доме его брат особо ничего не соблюдает и вообще считает брата еретиком. Плохо кончилось.

      Так что скорее всего, трескали некошерное по ночам, под одеялом.