Ученые исследовали древние рыбьи кости из археологических памятников в Израиле и выяснили, что рацион древних иудеев отличался от ветхозаветных диетических законов.
Работа опубликована в журнале Tel Aviv. Целью ученых из Ариэльского и Хайфского университетов (Израиль) было узнать происхождение законов Ветхого Завета, касающихся еды, которые до сих пор соблюдаются многими евреями. Один из таких канонов — запрет на употребление в пищу любых видов рыб, у которых нет чешуи и плавников.
Для этого специалисты проанализировали 56 археологических комплексов по всему Южному Леванту — начиная с позднего бронзового века и до конца византийского периода (примерно с 1550 года до нашей эры по 640 год нашей эры). В итоге они выдвинули предположение, что иудейские предпочтения в еде берут начало вовсе не в древних традициях, которые затем перекочевали в Пятикнижие, а в более поздней их модификации.
Изучив тысячи рыбьих останков, которые нашли в археологических памятниках, ученые показали, что до появления Ветхого Завета иудеи ели рыбу без чешуи и плавников. Во многих иудейских поселениях, относящихся к железному веку (1130-586 годы до нашей эры), в том числе в столице Иудеи Иерусалиме, костные скопления включали значительную часть остатков некошерных рыб. Другим ключевым открытием археологов стало свидетельство употребления некошерной рыбы в Иерусалиме в персидскую эпоху (539-332 годы до нашей эры).
А вот в римский период рыбные кости некошерных видов практически отсутствуют. А те, что есть, указывают на некоторое несоблюдение правил среди иудеев. В дальнейшем авторы намерены изучить больше рыбных останков римской эпохи, чтобы понять, в какой конкретно момент местное население перешло на кошерную пищу.
Комментарии
Да всё они лопали. Не люди, что ли?
Если учесть, что в хозяйствах вполне правоверных иудеев могли быть и даже обязательно были слуги не иудеи и рабы, то, чтобы достоверно судить о рационе питания иудеев, нужно было бы совершенно точно установить, что в отбросах остатки пищи иудеев и не иудеев не смешивались... Также следует получить данные о том, дозволялось ли работникам не иудеям употреблять в пищу некошерную пищу или они обязаны были соблюдать кашрут наравне с хозяевами? Такие данные в статье, похоже, отсутствуют.
Не исключено, что сокращение остатков некошерных рыб в иудейских поселениях римского периода связано с сокращением возможности для иудеев в это время иметь слуг и рабов и/или даже с запретом на владение иудеями рабами...
Опять-таки Пикуах Нефеш применялся уже тогда.
Скорее всего древняя Палестина не была энтически однородной. Как минимум купцы, завоеватели и наемники, всякие идумеи, бедуины, финикийцы, греки, арамеи, персы должны были присутствовать. Их не очень жаловали, но без них явно дело не обходилось.
Это жутко раздражает, на самом деле. Разные правила под одной крышей. У Чехова есть рассказ "Убийство", где набожный один брат читает псалтырь дома и вообще строго соблюдает все, а рядом с ним в одном доме его брат особо ничего не соблюдает и вообще считает брата еретиком. Плохо кончилось.
Так что скорее всего, трескали некошерное по ночам, под одеялом.