Созданная российскими исследователями нейросеть постфактум выявила техническую проблему у ракеты-носителя «Союз», которая могла привести к крушению носителя и полезной нагрузки в виде космического корабля «Прогресс».
Как сообщает РИА Новости, созданная специалистами «Роскосмоса» нейронная сеть смогла выявить серьезную проблему, которая возникла при запуске ракеты-носителя «Союз» в июле 2018 года. Тогда «Союз-2» стартовал вместе с беспилотным транспортным кораблем «Прогресс МС-09».
О каких-либо серьезных трудностях при запуске не сообщали, однако последующий старт ракеты семейства «Союз», в рамках которого к МКС должен был отправиться пилотируемый аппарат «Союз МС», едва не завершился трагедией. Члены экипажа остались живы лишь благодаря системе аварийного спасения.
По данным, полученным при помощи нейросети, причиной аварии «Союз-2» с кораблем «Прогресс МС-09» могло стать нештатное отделение блока «В». «Носовая часть блока “В” к моменту открытия сопла бака окислителя проходила в опасной близости от центрального блока ракеты-носителя», — говорится в выводах специалистов.
При запуске пилотируемого корабля «Союз МС» имела место похожая проблема: причиной аварии стало неправильное отделение бокового блока ракеты «Союз-ФГ».
Стоит сказать, что эта ракета и носитель, который использовали при запуске «Прогресса», имеют идентичную компоновку, а для их сборки использовали одну и ту же методику. Саму сборку проводили на территории одного из комплексов Байконура с участием одной и той же бригады.
По мнению экспертов, применение нейронной сети позволит избежать такого рода проблем в будущем.
РИА Новости напоминает, что специалисты научного института «Роскосмоса» ЦНИИмаш начали работать над нейросетью для выявления опасных ситуаций при запусках ракет после аварии «Союза» в 2018-м. Для ее разработки использовали информацию о предыдущих запусках: сопровождать старты ракет нейронная сеть начала с 2019 года.
В ноябре произошла авария при запуске европейского носителя Vega. Согласно первоначальным данным, причиной потери ракеты и спутников стал украинский двигатель РД-843. Последующее расследование показало, что ЧП случилось из-за перепутанных кабелей управления двигателем: поэтому РД-843 начал отклоняться не в ту сторону.
Эта авария стала второй за три последние запуска ракет Vega: еще одна произошла 11 июля 2019-го.
Комментарии
Вот если бы нейросеть удалось научить собирать эти Союзы или хотя бы приглядывать за бригадами что их собирают. Впрочем еще до появления нейросетей были известны способы добиться чтобы рабочие не халтурили. Просто платить надо людям нормальные деньги, а кто и тогда работать не будет выгонять безжалостно. Но с деньгами-то и дурак сможет, а вот чтоб "как всегда" придется нейросеть подключать.
Деньги сами по себе не превращают человека в ответственного профессионала мгновенно-волшебно. Это просто бумага, соглашение, существующее у нас в головах. Это называется денежный фетишизм (еще Маркс об этом писал).
Профи тоже могут делать ошибки. Не всегда есть время соблюсти протокол, таймлайн может быть напряженным или неспешным. Что-то можно сделать параллельно, что-то - только в строгой последовательности. Какие-то сменные запчасти могут быть в наличии прямо под рукой, какие-то - нужно ехать за пару км и получать на складе. Из тех что под рукой часть может быть "дохлой". И это может обнаруживаться прямо вот тут на монтаже.
Набор компетенций и проверка их действительности в текущий момент у данного работника - отдельный вопрос.
Сомневаюсь, что по совокупности всего этого нейросеть могла что-то "просечь". Какую-то чушь придумала для отчетности, инициаторы получили премии, невиновные были наказаны. Похоже, появился новый вил фетишизма - нейросетевой, или ИИ-фетишизм.
"Деньги сами по себе не превращают человека в ответственного профессионала"
Деньги не превращают. Но за большие деньги можно нанять действительно профессионала. Как говаривал один преподаватель, ставя трояки налево и направо, "Чем меньше вы знаете, тем больше я стою".
У грамотного инженера с первого взгляда на чертёж в голове появляются эпюры напряжений, моментов, вычленяются узлы. Опытный слесарь наощупь обработает шестигранную пробку, чтобы керосин не вытекал. Соответственно, бестолочь месяц эту пробку будет вытачивать, груду металла изведёт, и всё равно не то, что керосин - вода хлестать будет!