Космонавтика

«Роскосмос» назначил «Луне-25» новую дату старта. На этот раз в 2023 году

Последний раз отечественная космонавтика достигала лунной поверхности без малого полвека назад. Миссия, главная цель которой — попытка повторить достижение на современном уровне, — прорабатывается уже почти 25 лет. За это время «Луна-25» сменила космодром, два носителя и 13 дат запуска. Наконец, «Роскосмос» сообщил о новом сроке старта этой многообещающей автоматической межпланетной станции, который почти наверняка получится выдержать.

Запуск космического аппарата «Луна-25» в 2023 году запланирован на 13 июля, сообщил ТАСС со ссылкой на пресс-службу государственной корпорации «Роскосмос». Границы «стартового окна» не уточняются, но они не могут быть большими — максимум пара-тройка дней в месяце. Их определяет число доступных мест посадки, а также возможности разгонного блока и самого аппарата по корректировке своей траектории. Если миссия не стартует в намеченную дату или на следующий день, ее перенесут еще на месяц, а то и на несколько.

Первоначально запуск намечался на 2015 год, но этот план не удалось выполнить. Проект сопровождали технические и организационные сложности. Аппарат был готов к концу лета 2021 года, старт наметили на май 2022-го. Задержку объяснили необходимостью в дополнительных проверках бортового оборудования. Позднее запуск «уехал вправо» без объяснения причин еще на два месяца.

К апрелю 2022 года полет «Луны-25» намечался на август, испытания всех основных систем по отдельности, насколько было известно, завершились успешно. Затем из проекта вышло Европейское космическое агентство (ЕКА), а на аппарате стояла предоставленная международными партнерами камера. Ей предстояло на практике проверить возможности оптического сенсора для перспективных систем посадки в лунных условиях. На прилунение «Луны-25» отсутствие этой камеры повлиять не может: помимо экспериментального прибора, зонд имеет соответствующее штатное оборудование.

В полностью собранном состоянии, с устраненными проблемами в двигательной установке и бортовом оборудовании АМС отправилась проходить финальные предпусковые испытания в июне. Согласно плану, они должны были завершиться за лето, однако аппарат не полетел ни в августе, ни позднее.

Подвел доплеровский измеритель скорости и дальности (ДИСД-ЛР), который и до этого вызывал задержки всего проекта. Устранение его недостатков или разработка альтернативной механики посадки, учитывающей выявленные погрешности инструмента, заняла время. О завершении этих работ «Роскосмос» сообщил в декабре 2022 года, а запуск планируется в 2023-м.

Макет АМС «Луна-25» (изначально — «Луна-Глоб») на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, 2015 год / ©Pline, Wikimedia

Несмотря на вышеописанные приключения, многострадальная миссия действительно имеет все шансы, наконец, стартовать летом 2023 года. Так считают опрошенные изданием «Коммерсантъ» эксперты.

Тем не менее член Северо-Западной организации Федерации космонавтики России Александр Хохлов опасается проблем при посадке аппарата на Луну. По его словами, сложность не только в проблемном оборудовании: «На АМС нет активной интеллектуальной системы мягкой посадки, как у американских и китайских аппаратов, которые садятся на Марс и Луну, с бортовым компьютером и системой датчиков». Беда в том, что Россия слишком давно не отправляла посадочные миссии на другие небесные тела, утрачен ценный опыт таких экспедиций.

Научная задача «Луны-25» — подтвердить наличие воды в грунте приполярных регионов Луны. Это важно для дальнейшего освоения естественного спутника Земли во время беспилотных и пилотируемых миссий. Воду и летучие соединения в приполярных областях Селены дистанционно в начале 2010-х засек американский аппарат Lunar Reconnaissance Orbiter с помощью детектора ЛЕНД российского производства. А наличие воды в реголите на низких широтах убедительно подтвердила «Луна-24» 46 лет назад. Вблизи полюсов летучих соединений должно быть намного больше, поэтому новая миссия представляет особый научный и практический интерес.

Но первая по важности цель проекта «Луна-25» — инженерная, ведь подобную технику НПО имени С. А. Лавочкина не строило уже многие десятилетия, опыт необходимо нарабатывать буквально с нуля. Масса аппарата — чуть более полутора тонн (в три с половиной раза легче своего предшественника), из которых большая часть приходится на топливо, и он несет на борту около 20 килограммов полезной нагрузки. В нее входят пять научных приборов и рука-манипулятор для забора образцов грунта и загрузки их в спектрометр.

Запуск состоится с космодрома Восточный на ракете-носителе «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат».

Комментарии

  • Комментарий удален пользователям или модератором...

    • Нельзя отстать навсегда. Есть множество примеров когда аутсайдеры выбивались в лидеры и наоборот. Отстающему в чем то проще, он может срезать углы, избегать тупиковых решений, покупать или воровать готовые технологии.

      • Ну, покупать или воровать, думаю, Роскосмосу с его «родословной» было б «западло»=). А вот если наши конкуренты первыми доставят на красную планету и вернут обратно живым биологический объект (мышу, например), пока мы пытаемся «изобрести велосипед» = изучить и без того хорошо изученный и в общем-то малоперспективный спутник...

        • Возвращение мыши с Марса не слишком интересно ни для науки, ни для освоения космоса честно говоря, как пиар ход может и неплохо. В то время как Луна это перспективное место для развертывания космической промышленности, благодаря практически отсутствию там атмосферы и низкой гравитации.

    • Забавная опечатка. Я случайно, честно
      Поправил

      • Комментарий удален пользователем или модератором...

        • Ну, будут свидетели только среди самых преданных комментаторов. Это знание останется между нами)))

  • Луна-25. Значит полетит в 25-м году. Не понимаю к чему вообще говорить про любые другие даты.

  • "попытка повторить достижение на современном уровне"
    Достижение "Луны-24" включало в себя возврат лунного грунта на Землю. И повторили его китайцы. Нонешняя "Луна" ничего домой не отправит.

  • Интересно, что за второй экземпляр позади переднего в главном снимке. Который такой же по габаритам и основным конструктивным элементам, но замотан в жёлтую фольгу.

  • "Александр Хохлов опасается проблем при посадке аппарата на Луну. По его словами, сложность не только в проблемном оборудовании: «На АМС нет активной интеллектуальной системы мягкой посадки, как у американских и китайских аппаратов, которые садятся на Марс и Луну, с бортовым компьютером и системой датчиков»
    ---
    Посадка на Луну вообще весьма непростое дело, при всей сегодняшней как бы привычности. Критические ошибки могут оказаться в большом количестве составляющих процесса управления, от неоптимальной архитектуры управления до выработки неверных данных, ошибок в работе датчиков, каналов информации, обработке данных, отработке исполнительных команд, включая клапаны и двигатели, и тд и тп; ошибок оценки остатков топлива и его динамики в баках. Или алгоритмических: переход из одной системы координат в другую (с орбиты посадки на посадочную вертикаль), как у разбившегося из-за этого типа ошибок «Берешита». Что еще раз наглядно показывает: посадка на Луну и сегодня дается не всем. И с недооценкой задач и без должной их проработки ее не выполнить. А баллистическая схема посадки какая, не подскажет кто-нибудь? Каковы параметры окололунной орбиты, с которой будет переход на посадочную траекторию? Как понимаю, полярная? Если бОльшая часть массы станции занимает топливо, то это большой запас характеристической скорости. Это, в свою очередь, позволяет прибывать на окололунные орбиты, требующие большого расходования скорости, дельтаV. Есть ли что-то оригинальное в баллистике прибытия? Пусть не настолько, как планируемая американцами сильно вытянутая окололунная гало-орбита для пилотируемой станции, но что-то этакое, с новизной?

    • Кроме того, что орбита будет полярной (из-за этого, насколько я понимаю, и выгоднее пулять с Восточного) я никаких подробностей по баллистике не нашел пока

      • Не, вряд ли выбор космодрома на Земле обеспечивает наклонение орбиты вокруг Луны. Ведь с Земли можно отправить аппарат равнозатратно на любой край Луны - передний, задний (по её движению), или боковые верхний/нижний, для Луны полярные. Там есть особенности, позади тяготеющего тела к нему переключатся, или перед ним, с учётом скорости движения Луны. Выбор, на сколько часов (вверх ноль, вправо 3, вниз 6, влево 9) в циферблате вокруг Луны отправлять аппарат, энергетически одинаков. А это и есть выбор наклонения будущей (как она после этого загнётся об Луну в её гравитационном поле) окололунной орбиты. У космодромов есть свои сектора выведения, стандартные. Они ими закинут на низкую опорную орбиту с каким-то наклонением. Как дальше стартовать к Луне - вопрос полученной околоземной орбиты. А вот как таким стартом задать наклонение орбиты возле Луны - пока не понимаю. Типа, дальнее прицеливание с низкой опорной орбиты по нужному краю Луны ( с отходом от него на двести километров запаса)? Но сам космодром тут не так много значит. В конце концов, всегда можно поменять околоземную орбиту старта.

        • Я человек простой, визуализацию ищу на ютубах)
          Тут с таймкодом ссылка (https://youtu.be/vzdjId224V0?t=300), с пятой минуты этого легендарного видео кажут, как оно там соотносится. Я просто предполагаю, что с восточным азимут предпочтительнее получается для полярной орбиты. Еще же наклонения учитывать, Луна же не в плоскости земного экватора валандается, а под заметным углом

          • Хорошая анимация, сэнкс. Но тут нет выбора космодрома для задания нужного наклонения окололунной орбиты. Не понимаю пока, чем лучше один космодром по сравнению с другим для этого. Наклонение окололунной орбиты изначально, до коррекций, задаётся тем, к какому краю лунного диска придет переходная орбита - на 1 час циферблата, на 2 часа, 3 или 5. В ролике это на 10 часов и на 4 часа например. А это выбирается моментом старта с опорной околоземной орбиты и направлением скорости в пространстве. А это, в вою очередь, можно задать при запуске с любого космодрома. Другое дело что Восточный южнее, поэтому оттуда энергетически выгодней запускать вообще (кроме полярных и ретроградных орбит).

            Может, есть прямые обоснования того, что при пуске с Восточного проще задать полярную окололунную орбиту? Это было бы существенно, и прояснили бы вопрос.
            "Я человек простой"..)) напомни, пожалуйста, кто наблюдал запуск модуля "Наука" с Байконура, в качестве приглашённого гостя? С экскурсиями по монтажно-испытательному корпусу? Находясь при запуске непосредственной в центре управления пуском? Не Василий ли Парфёнов, часом?)

          • Находясь при запуске непосредственной в центре управления пуско

            А вот такой роскошью нас не баловали)))

            И вообще, некоторые тут присутствующие шаттлы вживую наблюдали, так что не надо.

            Насчет:
            >Может, есть прямые обоснования того, что при пуске с Восточного проще задать полярную окололунную орбиту?
            Пока ничего сказать не могу, соре. Как найду объяснение, напишу

    • А большой запас дельты, КМК, обусловлен исключительно тем фактом, что запускаться 25я "Луна" будет при помощи "Союза" с "Фрегатом", а они до геопереходной максимум 2 тонны добрасывают. К Луне дельты требуется побольше, вот и везет станция все свое с собой

    • Между делом говоря, у меня чот при грубых прикидках получается, что от геопереходной до поверхности Луны надо за 3 км/с дельты, а у "Луны-25" с тонной топлива на борту в распоряжении есть всего 2790 м/с
      Потребную дельту брал отсюда, за скорость истечения принял 2850 м/с (там же гидразин+диоксид или тетраоксид азота, вроде):
      https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/93/Solar_system_delta_v_map.svg

      Upd1 сначала совсем ужасно ошибся в расчетах, поправил, все равно не хватает)
      Upd2 мне подсказали, какой там может пихатель стоять примерно, так что УИ в 300+ м/с вполне реален, тогда все сходится, вопрос снят

      • Сорри, нет времени пока витийствовать глаголами, не отвечаю из-за нехватки ресурсов на ответ) Да, для посадки на Луну надо дофига характристической скорости. Недавно, помнится, смотрел затраты "Ориона" на прибытие к окололунной гало-орбите NRHO, на неё и обратно к Земле хватает 800 м/с, а "Орион" максимально задаёт 1250 м/с при полной загрузке и полных топливных баках. То есть вполне хватает. А вот дальше сход с этой NRHO на посадочную к Луне - лучше смотреть такую сравнительную табличку скоростей посадки с разных окололунных орбит, она гуляет по сети, под рукой нет. Найду перешлю. Тут вопрос конкретики базовой орбиты - как низко подходит, где территориально перицентр, его высота, какая тут скорость. То есть какова суммарная энергия, которую придётся гасить (а иначе неподвижность на поверхности не получишь, не обнулив энергию тела для точки его лежания на поверхности).Вообще принятие решения по орбите NRHO как пилотируемой несомненно новый шаг и большая ответственность. Интересное решение. По таким орбитам люди не летали.

      • Исправился ) а то писал гидразин и 2,1 кмс.) Сразу запас дельтaV вырос в четыре раза ) И уже, глядишь, примерно сходится, для посадки хватит, с минимумом по энергетике выбора. Но уже посадка.