Винтокрылый дрон Ingenuity продолжает демонстрировать свою исключительную пользу в качестве инструмента для изучения Марса. Он совершил уже десятый полет, преодолев в сумме 1838 метров, а также разогнался до рекордной скорости и поднялся на впечатляющую высоту.
Аппарат, который задумывался как демонстратор технологий и должен был хотя бы подняться над поверхностью Красной планеты, и не думает прекращать работу. В апреле он совершил четыре испытательных полета на импровизированном «аэродроме имени братьев Райт». Затем миссию Ingenuity расширили: с 7 мая марсианский вертолет на практике доказывает, что летающий дрон может быть полезен в исследовании других планет.
Отметкой в 1605 метров винтокрылый аппарат завершил девятый полет 5 июля, на 133-й сол миссии (марсианские сутки). Этот рейс, кстати говоря, был самым длинным за все время — 625 метров. Но до внушительного «пробега» — мили (1,609 километра) не доставало считаных шагов. Этот рубеж Ingenuity преодолел в минувшую субботу, 24 июля. Десятый полет оказался таким же долгим, как предыдущий (около двух минут и 45 секунд), но пройденное расстояние было значительно меньше, всего 233 метра.
Зато марсианский вертолет установил другой рекорд: максимальная высота составила 12 метров, хотя ранее выше десяти он не поднимался. Максимальная скорость полета тоже была впечатляющей — пять метров в секунду (18 километров в час). Прежде команда инженеров Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) не осмеливалась разгонять Ingenuity выше четырех метров в секунду. Но все эти достижения вообще-то вторичны, главное, чего добился дрон, — получил ценные научные результаты.
Во время девятого и десятого полетов дрон сверху и под углом запечатлел геологические формации Séítah и Raised Ridges. Так ученые на Земле смогли получить их цветные изображения с разных сторон и сделанные вблизи. Подгонять к этим камням для такой же задачи ровер Perseverance никто бы не стал. Во-первых, на его пути находятся мелкие песчаные дюны, где он рискует если не увязнуть насовсем, то здорово застрять и потратить несколько дней или даже недель в попытках выбраться. Во-вторых, за областью с песком видно множество мелких камней. У нового марсохода, конечно, колеса понадежнее, чем у его предшественника Curiosity, но испытывать судьбу все равно рискованно.
Зато вертолету эти сложности топографии абсолютно безразличны. Да, научных инструментов на борту Ingenuity нет, но для опытного геолога и цветных снимков нередко вполне достаточно. Если объект изучения окажется совсем любопытным, возможно и для ровера попробуют найти относительно безопасный маршрут.
Десятый рейс дрона, помимо рекордов высоты и общего пройденного расстояния, примечателен еще замысловатостью маршрута. В официальном анонсе полета его называют самым сложным из всех, прошедших ранее: десять контрольных точек. Траектория движения Ingenuity подразумевала три изменения курса, четыре зависания над объектом съемки и столько же раз он должен был сфотографировать цели на отлете (под углом).
Сейчас марсианский вертолет удалился от места начала работы на Красной планете уже более чем на километр. От своего главного компаньона — ровера Perseverance — Ingenuity отделяют порядка 300 метров. Дрон почти втрое превысил запланированный срок службы (30 солов) и за время расширенной миссии выполнил больше задач, чем в ходе демонстрационной фазы. Он сделал 43 цветных снимка разрешением 13 мегапикселей на основную научную и 809 монохромных кадров на стереоскопическую навигационную камеры. На протяжении последних двух с половиной месяцев аппарат получил два обновления программного обеспечения, которые устранили ряд проблем и улучшили его производительность.
Таким образом JPL снова продемонстрировала верность традициям: делать аппараты, работающие радикально дольше, чем изначально предполагается. Как знать, может, и собранный из коммерчески доступных компонентов (идентичных потребительской электронике) Ingenuity прослужит больше года. Те же Spirit с Opportunity должны были функционировать три месяца, а в итоге окончательно отключились только через шесть с лишним и 15 лет соответственно.
Комментарии
Зато у нас новый самолет и нас все боятся! Ну я предполагаю, что боятся. Ну возможно. Ну мы же лучшие, наверное боятся.