Колумнисты

В ТюмГУ выяснили, как изменился образ самих себя у современных детей

Исследователи Тюменского государственного университета изучили представление дошкольников о самих себе и провели сравнительных анализ того, как изменилось это видение за последние 13 лет. Оказалось, что на детей довольно сильно повлияла виртуальная среда и ориентир на психологию индивидуализма.

Общаясь с детьми, ученым удалось установить, что старшие дошкольники стали более раскрепощены и свободны в выражении себя. «Возможно, это объясняется изменениями в области образовательной политики и во взглядах на воспитание у родителей. Демократизация воспитательной политики, серьезное внимание к личности ребенка, к защите его прав и свобод приводят к большей свободе его проявления», – рассказывает доцент кафедры психологии и педагогики детства ТюмГУ Людмила Федина.

Вместе с этим у современных дошкольников представление о себе стало менее реалистично и больше ориентировано на культуру масс-медиа. Дети мечтают стать «звездами», блогерами, телеведущими. Это объясняется включенностью современных дошкольников в общение со средой посредством СМИ, интернета, рекламы. По словам педагогов, они раньше выходят за пределы семьи в своих ориентирах, стремятся войти в общество, стать его частью еще до того, как приходят в школу и реально сталкиваются со своей первой и новой социальной ролью.

В то же время они слабо идентифицируют себя с социальными ролями. «Адекватное видение мира исчезает, поскольку реальным становится мир, транслируемый через информационные ресурсы. Взрослый, который задает направление развития ребенка, все больше подменяется искусственными источниками, – говорит Людмила Федина. – Потому вопрос о границах формирования взрослой позиции в исследованиях сегодня открыт».

Дошкольники все также, как и 13 лет назад выделяют около 30 различных качеств и характеристик, какими они наделяют самих себя. «Анализируя результаты опроса старших дошкольников разных лет, мы заметили, что для современных детей определение себя как «хорошего» более распространено, чем «доброго». В то время как в 2004 году эти приоритеты были обратными. Также опрошенные ранее дошкольники чуть реже считали себя «умными», «красивыми», «добрыми» и «хорошими», чем их современные сверстники.

И напротив, несколько чаще отмечали у себя негативные качества, такие как «глупый», «трусливый», «злой» и видели себя «сильными» и «послушными», – сообщает Людмила Федина. Интересно, что впервые в ответах дошкольников в 2017 году появляются обозначение своей национальной принадлежности (2,7 процентов), что может объясняться глобальными миграционными процессами в современном мире.

Примерно одинаково дошкольники разных поколений отмечают такие идентификационные параметры, как имя, личные качества и характеристики, связанные с телом. Они выбирают похожие ориентиры для подражания, где значимую роль играют родители или близкие родственники. В качестве ориентира по-прежнему остаются герои мультфильмов, персонажи сказок и детских игрушек (10,8-16 процентов), родители, братья и сестры.

Вместе с тем, в рассказах о себе десять лет назад дети чаще отмечали то, как они помогают другим. «Сегодня дети говорят больше о себе, чувствуют свою исключительность. Социальные ориентиры становятся менее значимыми, о чем говорят аналогичные исследования наших коллег. Акценты в воспитании детей и влияния на них родителей и воспитателей явно изменились. Необходимо учитывать полученные результаты в педагогической деятельности для создания оптимальных условий развития личности ребенка», – заключила Людмила Федина.

Комментарии

  • Советская система воспитания зижделась на советской идеологии,которая провоглашала примат общественных ценностей над ценностями личности в сооветствии с "Моральным кодексом строителя коммунизма".
    Большинство учителей в российской школе или сами воспитывались в этой идеологии,или были воспитаны учителями-носителями этой идеологии.
    По инерции они продолжают священную коммунистическую войну с личностью во благо светлого коммунистического будущего.
    Поэтому выводы из этого исследования,сделанные большинством учителей в российских школах,будут однозначными: "Давить проявления индивидуализма в зародыше!"
    Вангую возвращение единой школьной формы вслед за единой трактовкой истории и религии,возвращение запрета на длинные прически, иностранные танцы и прослушивание тлетворной зарубежной музыки,запрет на пользование смартфонами и ношение "чрезмерно вызывающей" одежды.

    • Не успеют и половины -- те, кто слушал джаз, снесли ту родину, которая его запрещала; поколение пепси продало идеалы джазистов, но нынешние смартфонщики снесут поколение пепси...

      • Ну так-то вообще джаз запрещал не абстрактный Советский Союз, а вполне себе конкретные представители советской элитки, именовавшейся тогда номенклатурой. Да сносить Советский Союз не понадобилось, он рухнул сам благодаря стараниям всё той же обиженной джазом элитки.

    • На примате общественных ценностей над ценностями личности зиждилась не только советская система воспитания. Этот самый примат общественного над личным свойственен всем отсталым культурам.

      Вангую возвращение единой школьной формы вслед за единой трактовкой истории и религии,возвращение запрета на длинные прически, иностранные танцы и прослушивание тлетворной зарубежной музыки,запрет на пользование смартфонами и ношение "чрезмерно вызывающей" одежды.

      Типун вам на одно место!

  • Сколько ещё этим психологам объяснять: "не стесьняются в выражениях" и "раскрепощены и свободны в выражении себя" это не одно и то же! хд)