Тюменские ученые выяснили, что среди дошкольников растет число мальчиков с избыточной массой тела и ожирением, однако это не является препятствием в достижении ими высоких результатов развития двигательной и умственной сферы за исключением отдельных показателей.
Проблема ожирения, являющегося по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) одной из самых серьезных угроз здоровью человечества в XXI веке, постепенно приобретает глобальный характер, в том числе и в России. Особую тревогу при этом вызывает распространение избыточного веса и ожирения в детском возрасте. Исследователи обнаружили, что критическими периодами для начала ожирения оказались: первый год жизни ребенка, возраст 5–6 лет и период полового созревания
В связи с этим важны первые годы жизни, когда программируется образ жизни, характер питания, уровень физической активности на всю последующую жизнь. Особая роль в этом процессе принадлежит педагогам дошкольных образовательных учреждений, которые могут вовремя выявить проблему и в сотрудничестве с семьей ребенка не допустить ее обострения. Однако, как показывает опыт общения с воспитателями и инструкторами детских садов, такая работа в образовательных организациях проводится далеко не всегда и зачастую не имеет системного характера.
Препятствием на пути ее реализации выступает недостаточная информированность педагогов о проблеме детского ожирения, особенностях его влияния на показатели физического здоровья ребенка и возможностях коррекции избыточного веса в процессе занятий физической культурой. «Изучение особенностей физической подготовленности и умственного развития детей 6–7 лет с избыточной массой тела и ожирением» ученых Института физической культуры ТюмГУ Ирины Стародубцевой и Татьяны Завьяловой вышла в «Вестнике Томского государственного университета». Сегодня разработаны различные подходы, принципы, обучающие программы, методики работы с детьми, имеющими избыточный вес и ожирение.
Тюменские ученые выявили распространенность избыточной массы тела и динамики числа детей 6–7 лет с избыточной массой тела и ожирением в образовательных учреждениях Тюмени, а также изучили особенностей их физической подготовленности и умственного развития. Исследование проходило на базе дошкольных образовательных учреждений Тюмени: измеряли основные антропометрических параметров (масса тела, рост) дошкольников 6–7 лет, рассчитывался индекс массы тела (Кетле 2). На основании таблицы оценки значений индекса Кетле выявлялись дети с избыточной массой тела и ожирением.
В качестве контрольных упражнений использовались: бег 30 м, бег 300 м, челночный бег 3×10 м, прыжок в длину с места, наклон вперед из положения стоя на опоре, поднимание туловища в сед из положения лежа на спине. Общее число обследованных – 59 человек (34 девочки и 25 мальчиков). Полученные результаты сопоставлялись с результатами детей, имеющих нормальную массу тела, определялась достоверность различий. У этих же дошкольников проводилась оценка умственного развития с помощью стандартизованных диагностических методик для изучения уровня развития восприятия.
Ученые установили наличие в Тюмени детей с массой тела, превышающей нормативную в пределах 14–17 процентов, в зависимости от пола и сроков обследования. Это значительно превышает данные, представленные в литературе (в пределах от 5,5 до 11,8 процента, в зависимости от региона России. За три года изучения выявилось постепенное увеличение числа мальчиков, имеющих избыточный вес и ожирение, в то время как число девочек с весом, превышающим нормативные показатели, на протяжении заявленного периода не изменилось.
Результаты констатирующего исследования показали, что наличие избыточного веса и ожирения у обследованных дошкольников 6–7 лет не было препятствием в достижении высоких результатов развития двигательной и умственной сферы. По данным диагностики их среднегрупповые показатели имели несущественные отличия, а по некоторым показателям даже превосходили среднегрупповые показатели детей с нормальной массой тела. Исключение составили результаты выполнения беговых упражнений, с которыми дети с избыточной массой тела справлялись хуже. Результаты выполнения тестов на умственное развитие хуже у девочек.
Комментарии
Ищите фталаты и бисфенолы, как учит проф. Березин!
Обе статьи об ожирении, но суть довольно сильно различается, так что нет