Колумнисты

Ученые выяснили, от чего больше всего страдают фондовые рынки во время пандемии

Коллектив исследователей из университетов Уральского федерального, Дрезденского технического и Уфимского государственного авиационного установил, что негативное влияние на мировые фондовые рынки оказала не только пандемия коронавируса, но и массовая истерия, спровоцированная шумихой в интернете и социальных сетях. Ученые предупреждают: из-за хайпа и истерии в соцсетях снижение биржевых индексов в условиях внешних шоков, подобных пандемии Covid-19, может превратиться в обвал. Авторы утверждают, что это первое подобное исследование в мире.

Результаты его описаны в журнале International Review of Economics & Finance. «Науке хорошо известно, что в чрезвычайных ситуациях люди склонны к резким перепадам настроения и принятию решений в состоянии, когда эмоциональные реакции преобладают над рациональными. Способность мыслить и поступать рационально ослабевает и тогда, когда индивид, попадая в толпу, заражается «истерической болезнью», массовым психозом. Эти проблемы давно разрабатываются наукой в рамках психологии толпы.

В последнее время было установлено, что законы поведения толпы применимы и к интернет-сообществам. Нашей задачей было выяснить, в какой мере феномен коллективного бессознательного, хайпа и истерии обусловливает поведение участников фондовых рынков, может ли он влиять на волатильность рынков и насколько современные медиа способны спровоцировать такие эффекты», — объясняет участник научного коллектива, доцент кафедры международной экономики и менеджмента УрФУ Александр Непп.

Для этого ученые проследили динамику индексов фондовых рынков США, Великобритании, Германии, Франции, Испании, Италии и Японии (Россия не вошла в список исследованных стран из-за недостатка достоверных статистических сведений). Затем специалисты разработали экономико-математические модели на основе статистических данных о заболеваемости Covid-19, количестве сообщений о нем в электронных и печатных СМИ, числе соответствующих запросов в поисковой системе Google и публикаций в социальных сетях Facebook, Instagram и Twitter. Анализ охватил период с 30 декабря 2019 года по 30 апреля 2020 года, когда наблюдалась первая вспышка заболеваемости коронавирусом и всплеск информации о нем.

Оказалось, что с середины февраля по середину марта заболеваемость спровоцировала вспышку обсуждений пандемии в цифровых и печатных СМИ, взрывообразный рост количества поисковых запросов на эту тему в интернете и активности в соцсетях.

На основе разработанных экономико-математических моделей ученые, во-первых, выявили негативное влияние социальных сетей на волатильность индексов фондового рынка. Во-вторых, обнаружили эффект хайпа и истерии, проявившийся во взрывообразном краткосрочном усилении воздействия соцсетей на волатильность биржевых индексов. В-третьих, выяснили, что влияние массмедиа и обнаруженный эффект хайпа и истерии были сопоставимы, а порой и превышали эффект от самой пандемии.

«Причем пресса, как и популярный у молодежи Instagram, оказывала наименьшее влияние на состояние фондовых рынков. В основном ажиотаж был вызван всплеском запросов в Google, дискуссий в Facebook и сообщений в Twitter. Можно утверждать, что в этот раз соцсети сыграли важную роль в раскрутке истерии и воздействовали на рынки сильнее, чем классические факторы, такие как цена нефти и золота. При этом эффект хайпа наблюдался еще до пика пандемии, а после того, как кратковременный интерес к теме отступил, стал ослабевать и в конце концов исчез», — подчеркивает Александр Непп.

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что во время пандемии средства массовой информации и социальные сети могут заразить аудиторию паникой, спровоцировать массовую истерию, вызвав иррациональное поведение участников фондового рынка и, как следствие, рост его волатильности и падение.

«Положительная сторона проанализированных событий заключается в том, что, оценивая печальный опыт первых жертв пандемии и медийной истерии, к примеру, Италии, наиболее предусмотрительные национальные правительства и регуляторы как, например, в США, заблаговременно и оперативно приняли меры по поддержке проблемных отраслей и стабилизации фондовых рынков.

В то же время становится ясно, что волатильность может быть вызвана не только такими объективными причинами, как пандемия, но и реакциями на них в СМИ и соцсетях. К этому нужно быть готовыми как властям, так и инвесторам. Первым мы рекомендуем проводить эффективную информационную и разъяснительную контр-кампании, вторым —помнить, что обнаруженные эффекты, хоть и значительны, но кратковременны», — заключает Александр Непп. Работу поддержал Российский фонд фундаментальных исследований.