Группа ученых под эгидой ВОЗ, в которую вошел сотрудник лаборатории анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ Булат Идрисов, провела исследование потенциала применения теста AUDIT при расстройствах, вызванных употреблением алкоголя. Тест был модифицирован для проведения оценки в России. Полученные результаты могут существенным образом преобразовать систему оказания медицинской помощи, изменить стоимость диагностики, переведя ее в режим телемедицинских консультаций и расширить охват.
Результаты исследований опубликованы в бюллетене Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В 2018 году ВОЗ выступила с инициативой, которая должна помочь уменьшить последствия злоупотребления алкоголем в разных странах. Было предложено пять стратегий, одна из которых — применение теста на выявление расстройств, связанных с употреблением алкоголя (AUDIT — Alcohol Use Disorders Identification Test). Эта методика была проверена в России и показала хорошие перспективы внедрения в рамках первичной медико-санитарной помощи.
AUDIT — удобный в использовании опросник из 10 пунктов, который уже давно успешно применяется в других странах. Он позволяет выявлять алкогольную зависимость и сопутствующие заболевания. Однако внедрение данного инструмента в практику потребовало некоторой адаптации для учета российских особенностей. В результате проведенных исследований была предложена адаптированная русская версия опросника RUS-AUDIT.
По словам одного из авторов исследования Булата Идрисова, в общественном здоровье важно иметь точные и эффективные измерительные инструменты, чтобы адекватно оценивать масштаб проблемы. Тест AUDIT — инструмент, который позволяет выявить рискованное потребление алкоголя на ранних стадиях.
Необходимость внести изменения в тест была связана с особенностями национального употребления алкоголя и терминологией: потребовалась ясность в понятиях «обычное употребление алкоголя» и «разовое употребление алкоголя» для оценки случаев эпизодического приема алкоголя в больших количествах.
Российская версия теста дополнительно включает в себя таблицу, в которой респонденты должны указать вид и количество употребляемого алкоголя; «разовое употребление» из стандартного опросника в российской версии заменено на «в течение 24 часов», что позволяет фиксировать длительные запои. Версия теста, применявшаяся в исследовании, дополнительно содержала три вопроса, касающихся случаев чрезмерного употребления спиртного в течение последних трех месяцев: наибольшее количество выпитого алкоголя, частоту похмелья и частоту засыпаний в одежде.
В эксперименте принял участие 21 центр первичной медико-санитарной помощи (городские и сельские) из девяти регионов России. Из каждого участвовало примерно 200 человек. Опросники, традиционно применяемые для диагностирования расстройств, связанных с употреблением алкоголя, являются комплексными и содержат несколько десятков вопросов, их заполнение требует времени и должной концентрации. Опросники на базе методики AUDIT при сопоставимых результатах позволяют сократить время и снизить усилия.
По результатам анкетирования, ситуация с употреблением алкоголя относится к одной из четырех категорий: опасное употребление алкоголя (согласно ВОЗ и Европейскому агентству по лекарственным средствам, пороговые значения данной категории — свыше 20 г/день для женщин и 40 г/день для мужчин); проблемное употребление алкоголя (вызывающее проблемы со здоровьем, сопровождающиеся возражениями семьи, крахом отношений, финансовыми трудностями, нападениями и ранениями на других в состоянии опьянения, проблемами с полицией, сокращением времени на работу и отдых).
А также: пагубное употребление алкоголя (наносящее вред здоровью: и физическому, как в случае алкогольного гепатита, и психологическому, как в случае депрессии, развивающейся при длительных запоях; это реально существующий медицинский диагноз); алкогольная зависимость (при наличии сильного желания употребить алкоголь без возможности самоконтроля; также является официальным диагнозом).
При внедрении RUS-AUDIT важно правильно определить, в каких случаях пациента надо переводить в специализированную систему лечения алкоголизма и наркозависимости. Согласно российскому законодательству, специализированное лечение предоставляется бесплатно, но после постановки диагноза за пациентами устанавливается наблюдение в длительном режиме, они лишаются возможности работать в ряде профессий, а также части прав (на управление транспортным средством и так далее).
Они могут подвергаться социальной стигме и дискриминации из-за своего статуса. Таким образом, официальная регистрация часто является наказанием, страх перед которым становится препятствием для обращения за помощью. Подобная практика должна быть пересмотрена в интересах создания безопасной и высококачественной системы скрининга и оказания медицинской помощи. Основная цель внедрения RUS-AUDIT — реорганизация системы оказания наркологической помощи с акцентом на раннее выявление опасных склонностей и раннее вмешательство, что позволит не доводить до тяжелых расстройств и неприятных социальных последствий.
«Валидация теста AUDIT — важный шаг на пути к снижению вреда от алкоголя в России. Это исследование помогает оценить рискованное потребления алкоголя», — заключает Булат Идрисов. В планах у исследователей — не останавливаться на достигнутом.
«Мы хотим провести ряд исследований, продолжающих поднятую тематику, и надеемся, что ВОЗ поддержит нас в данной инициативе. Планируем привлекать к исследованиям талантливую молодежь ФБМФ. Думаю, данная публикация будет далеко не последней», — говорит Станислав Отставнов, заведующий лабораторией анализа показателей здоровья населения и цифровизации здравоохранения МФТИ.
Комментарии
7 баллов
Полюбопытствовал насчет этого теста у своего брата, нарколога со стажем работы с 1972 года.
Он сначала ответил миролюбиво:
Никак не оцениваю, так как не знаю - его нет в стандартах и клинич.рекомендациях. А какой свет клином на нём сошёлся?
А потом добавил:
Это не просто хрень, а хрень, имитирующая науку и практику! Таких - море, особенно у ВОЗ, которая уже с 70х годов не знает, чем себя занять. Они 30 лет не могут согласовать следующу Международную слассификацию болезней (МКБ-11) и мы так и пользуемся МКБ-10 от 1991 года!