Тюменские ученые оценили площадь распространения и частоту возникновения природных пожаров в лесотундре Западной Сибири, где экологические последствия таких возгораний наиболее опасны. Проанализировав космические снимки и проведя подсчеты площадей сгоревших участков, исследователи определили, что следы пожаров наблюдаются на 10,5 процентах территории этого региона.
Работа выполнена учеными Тюменского научного центра СО РАН и ТюмГУ при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и по программе проекта фундаментальных исследований Сибирского отделения РАН.
В рамках исследования были составлены погодичные карты сгоревших участков (гарей) за период с 1985-го по 2018 годы (всего обработано 33 мозаики из 463 космоснимков). Позднее была выполнена верификация дешифрирования путем натурного обследования. Максимальная горимость (величина, определяемая отношением суммарной площади лесных пожаров ко всей лесной площади, – NS) — более 23 процентов — была выявлена у лиственничных и елово-лиственничных лишайниковых редколесий, широко распространенных в южной части лесотундры.
Лесотундра Западной Сибири протягивается неровной полосой шириной 120–180 километров приблизительно на широте полярного круга. Здесь расположены крупнейшие газовые месторождения, включая лидирующие по объемам добычи в России, «Уренгойское» и «Заполярное». В условиях нестабильности климата зона характеризуется неустойчивым состоянием растительности, поэтому экологические последствия пожаров здесь особенно опасны.
«Исследование показало, что наибольшие площади были охвачены пожарами в 1990-м, 1991-м и 2017-м годах. За один год воздействию возгораний в среднем подвергается 271 квадратный километр (0,32 процента площади лесотундры). Это примерно на треть меньше среднероссийских показателей», – рассказал ведущий научный сотрудник Института экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) ТюмГУ Дмитрий Московченко.
Как пояснили исследователи, крупные пожары обычно возникают после продолжительных засух, когда горючие материалы (отмершая древесина, опад мхов и лишайников, почвенная подстилка, торф) высыхают на больших территориях. Сильный ветер способствуют их быстрому распространению.
Возникновение пожаров в большинстве случаев происходило в кустарниковых лишайниково-моховых тундрах, редколесьях с кустарничково-лишайниковым покровом, на плоскобугристых мохово-лишайниковых болотах. Именно доминирование в структуре растительного покрова кустистых лишайников является геоботаническим индикатором повышенной пожароопасности.
Также ученые определили, что повторные пожары на одних и тех же участках могут происходить относительно быстро, в промежуток от 15 до 60 лет. Оказалось, что средняя периодичность возгораний (около 30 лет) имеет сходные значения, выявленные для более южных светлохвойных лесов таежной зоны.
«Вероятно, небольшой интервал обусловлен двумя причинами: интенсивным антропогенным воздействием и относительно быстрым накоплением горючих растительных материалов в ходе восстановительных процессов, протеканию которых способствует послепожарное поступление в почву зольных элементов и улучшение теплового режима мерзлотных почв», – заключают ученые.