Колумнисты

Преподаватели со стажем проявили готовность к смене работы

Преподаватели вузов, имеющие богатый трудовой опыт, проявляют наибольшую готовность к смене места работы. К такому выводу пришли социологи ТюмГУ.

«По результатам исследования мы выделили три карьерные траектории работников. «Преданные организации» не предполагают смену рабочего места и сферы деятельности, «преданные профессии» допускают переход в другой вуз, но не планируют уходить из этой сферы. «Ориентированные на изменения» не против смены рабочего места вне академического сектора: эти люди эпизодически задумываются о переходе в другое место работы в связи с разными перегрузками», – сообщила доцент ТюмГУ Галина Ефимова.

Опрос показал, что для представителей первой категории для развития карьерной траектории в конкретном вузе важны благоприятные условия для проведения исследований, доступ к новейшему специализированному оборудованию, включенность в проекты и ответственность перед коллективом. Кроме того, среди ответов звучали такие, как престиж вуза, ценность работы с профессионалами высокого уровня, динамизм работы, интересные задачи, наличие необходимого научного направления, перспектива повышения заработка. Некоторые информанты признались, что работают в университете вынужденно. Главные причины этому – возраст, стремление сохранить стабильность.

Для «преданных профессии» аргументами для смены работы просты: повышение дохода и улучшения финансирования исследований. Они ищут университет, который предоставит лучшие условия для самореализации в научно-исследовательской деятельности, стремятся к профессиональному развитию и масштабным проектам и содействию развитию науки в России. При этом для них важны свобода действий и комфортные условия работы.

Оказалось, что периодически задумывающиеся о переходе на работу в другую сферу не предприняли решительных шагов из-за стремления к сохранению внутреннего комфорта и наличия «тыла» в виде устойчивого стороннего источника дохода. В случае нарушения баланса эти люди готовы изменить карьерный трек. Ключевые мотивы, выталкивающие из вузовской среды для них, – бюрократия, нестабильность карьерной позиции, а еще ориентация на примеры друзей и знакомых.

«В отличие от зарубежных, для российских преподавателей вузов не столь актуальны такие мотивы для смены места работы, как трудовой стресс и ощущение профессиональной непригодности. Большинство педагогов лояльны конкретному вузу, в котором работают. Среди выбирающих ротацию внутри академического сектора преобладают мужчины в возрасте до 40 лет. Вместе с тем, выявлен риск выхода из академического сектора мужчин экономически активного возраста», – сообщила Галина Ефимова. В исследовании участвовали 108 сотрудников университетов Москвы, Томска, Санкт-Петербурга, Тюмени и Владивосток. Работа проходила при поддержке Российского научного фонда.