Испанские океанологи рассказали, как устроена необычная антарктическая губка Stylocordyla chupachups, как им удалось ее обнаружить и почему этот вид они назвали в честь знаменитого леденца на палочке.
Губки — одни из самых древних и примитивных многоклеточных существ на Земле. Они устроены настолько просто, что зоологи не считают их животными в полном смысле слова. Действительно, у губки нет ни органов, ни настоящих тканей. Зато имеется прикрепленное ко дну тело, которое пронизано порами и каналами. Через них губка прокачивает воду вместе с органической взвесью, которой и питается.
Губок на Земле (прежде всего в океане) немало, они довольно разные и особенно многочисленны в холодных морях — скажем, у побережья Антарктиды. На их долю приходится примерно 75% биомассы донных сообществ антарктических морей. Среди губок здесь встречается и Stylocordyla chupachups.
Первый образец этой любопытной губки попал в руки испанских исследователей еще в 2010 году. Жозеп Мария Гили (Josep Maria Gili) из Института морских исследований (Institut de Ciències del Mar) в Барселоне вспоминает: «Поначалу мы подумали, что это другой вид, широко распространенный в водах Антарктики, — Stylocordyla borealis. Но потом оказалось, что эту губку до нас никто не описывал».
По словам океанолога, они дали S. chupachups такое название из-за сходства с известной карамелью. Таким образом ученые выразили благодарность своим детям за возможность заниматься любимым делом — изучением океана. Иногда из-за работы океанологам приходится надолго покидать родных.
Ученые поняли, что имеют дело с новым видом только по возвращении в Барселону, когда начали изучать привезенные образцы. Этот случай подтверждает гипотезу океанологов, согласно которой многие антарктические виды — эндемики, то есть больше нигде не встречаются.
Большинство антарктических губок обитают на глубине от 100 до 200 метров, где их скопления раскинулись на сотни метров. Stylocordyla chupachups отдает предпочтение плоским или имеющим наклон участкам дна в 150-300 метрах от поверхности воды.
Подобно другим антарктическим губкам, Stylocordyla имеет длинные пучки из кремниевых игл (спикул). Обычно они не играют особой роли в жизни губки, однако Stylocordyla в этом отношении особенная. Ее пучок спикул образует толстую ножку, благодаря которой она возвышается над грунтом и захватывает пищу успешнее, чем губки, прикрепленные непосредственно ко дну.
Скелет Stylocordyla и множества губок той же систематической группы образуется из кремния, который они поглощают из окружающей среды. При этом другие губки могут иметь и карбонатный, и исключительно органический скелет. Однако в случае Stylocordyla кремниевого скелета становится «слишком много», и он выпирает наружу в виде толстой ножки.
«Мы имеем дело с продолжающимся экспериментом эволюции, <…> однажды он может обернуться очередным великим изобретением природы», — говорил о спикулах антарктических губок коллега Гили, известный эколог Рамон Маргалеф (Ramon Margalef).