Биология

Биологи узнали, как аксолотль регенерирует мозг

Аксолотль — амфибия, способная к размножению в форме личинки — обладает потрясающими возможностями к регенерации. В новой статье ученые выяснили молекулярные механизмы, благодаря которым аксолотлю удается восстанавливать мозг даже после удаления его значительной части.

Аксолотль — животное удивительное уже само по себе, ведь оно представляет собой неотеническую форму бесхвостой амфибии амбистомы (Ambystoma mexicanum). Это означает, что в процессе эволюции аксолотли научились размножаться, задерживаясь на личиночной стадии развития и обходясь без метаморфоза, который превращает их во взрослую особь.

Однако уникальная амфибия имеет и другую «суперспособность» — речь идет о ее фантастической регенерации. Аксолотлю ничего не стоит не только заживить тяжелые раны, но и отрастить утраченные конечности, хвост, сердце и даже мозг. В том числе поэтому этот родич саламандр оказался популярным объектом биологических исследований.

В то же время популярность среди владельцев террариумов аксолотль приобрел благодаря экзотическому виду и очень симпатичному «выражению» морды.

В новой статье для ведущего научного журнала Science ученые описывают молекулярные механизмы регенерации аксолотля, а именно — его поврежденного мозга. По этому случаю его фото даже красуется на обложке этого престижного издания.

Сама возможность амфибии к воссозданию наиболее сложного органа — не новость: о ней биологи узнали еще в далеком 1964 году. Тогда удалось показать, что крупному аксолотлю не страшна потеря части мозга (даже довольно крупной), ведь она довольно быстро восстанавливается.

Аксолотль попал на обложку Science / © Avalonred Alamy Stock Photo

В то же время биологи полагали, что аксолотль не может в полной мере воссоздать структуру утраченных тканей мозга.

Этим вопросом занялись авторы новой публикации — исследователи из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (Швейцария) и Института молекулярной патологии (Австрия), которые изучают процесс регенерации тканей на молекулярном уровне. В данном случае их интересовало, сможет ли аксолотль создать заново все те различные типы клеток, которые имелись в удаленной части его мозга, — то есть будет ли новый орган структурно полноценным.

К проблеме авторы подошли основательно — ранее они даже опубликовали анатомический атлас мозга этой амфибии. В итоге стало известно много нового и о причинах ее регенеративной способности, и об эволюционном прошлом вида Ambystoma mexicanum.

Чтобы точно знать, с какими тканями и клеткам они имеют дело и получить картину происходящего в высоком разрешении, биологи обратились к методу транскриптомики одиночных клеток (single-cell RNA sequencing, scRNA-seq).

В отличие от изучения морфологии нейронов и даже их биохимических маркеров, эта методика чрезвычайно точна. В разных клетках в определенный момент времени работают конкретные гены — об этом позволяют судить молекулы РНК, которые анализируют при помощи scRNA-seq.

Ранее эта передовая методика применялась к рыбам, пресмыкающимся, мышам и людям, но не амфибиям — и новая публикация восполнила пробел.

Авторы сосредоточили свое внимание на определенной части мозга, так называемом конечном мозге, или теленцефалоне. У человека и других млекопитающих к этому отделу относят большие полушария, ответственные за самые сложные поведенческие и когнитивные функции.

В процессе эволюции теленцефалон претерпел сильные изменения — стал намного больше и сложнее. Однако у всех позвоночных он имеет общее происхождение, поэтому, изучая его развитие на примере аксолотля, мы узнаем и об эволюции мозга человека.

Транскриптомику одиночных клеток авторы применили к различным клеткам в конечном мозге, включая недифференцированные, нейробласты. Они либо воспроизводят сами себя, либо становятся новыми нейронами — иными словами, благодаря им нервные клетки успешно восстанавливаются.

Итак, биологи выяснили, какие именно гены активны в клетках-предшественниках, когда те превращаются в нейроны. Оказалось, такая дифференциация происходит через стадию особых промежуточных клеток, о которых ранее не было известно. После удаления части конечного мозга аксолотля ученые наблюдали его регенерацию в течение 12 недель и отмечали появление новых популяций клеток по характерным паттернам экспрессии генов в них.

Выяснилось, что аксолотль и правда успешно и в полной мере восстанавливает ткани поврежденного и даже частично утраченного мозга — для этого у амфибии имеется сложная и многостадийная регуляция процесса регенерации мозга.

На первой стадии регенерации увеличивается число клеток-предшественниц, часть из них инициирует заживление раны. На второй — эти клетки начинают дифференцироваться в нейробласты. На третьей, завершающей стадии нейробласты дают начало специализированным клеткам, которые в точности соответствуют исходным нейронам — и аксолотль возвращает себе полноценный мозг.

Комментарии

  • Мозг - это не только hardware, но и software, и memory. Софт и данные все-таки, наверное, даже у аксолотля восстановлению не подлежат?

    • у амфибий довольно простой мозг и такое же поведение. коры больших полушарий нет вообще. так что думаю они могут себе позволить потерять что хранилось в их конечном мозге

      • Ну, если бы они были совсем простые, им, наверное, и мозг был бы не нужен) Видимо, все-таки после таких потерь аксолотлям приходится немного "впадать в детство" и начинать обучать свою нейросеть заново.

        • Возможно, они сохраняют изученное уцелевшими областями, так что скорее временно впадают в маразм, а затем достраивают нейросети для максимального соответствия существующим структурам. Эдакий аналог восстановления файлов с "битыми" цилиндрами на HDD, а то и в незеркальном RAID-массиве (на одном диске каждый третий или четвёртый блок и т.п.).

          • Ретроспективное восстановление нейросети - такое, вообще, возможно?
            А вот дублирование наиболее важных цепей для сложного мозга (человеческого, например), насколько я понимаю, совершенно нормальный процесс. Мозг амфибий прост, но вполне может использовать тот же прием. Ведь если на время "отращивания" нового куска мозга аксолотль превратится в овощ, смысла в этом будет мало - все равно, скорее всего, сожрут.

          • Дублирование требует уймы ресурсов, но похоже имеет место некая избыточность и параллелизм: разные модальности (звук, цвета и т.п.) хранятся в разнесённых в пространстве мозга сетях нейронов, что позволяет воссоздать вероятную суть события при потере целых блоков. Похоже этим (интеграцией) занимаются структуры вроде островковой доли и гиппокампа, расположенные в глубине мозга, а потому редко травмируемым (инсульт или инфекции – другой случай).

    • Хороший вопрос.. восстанавливаются ли данные памяти.. здесь необходимы эксперименты..
      Выработать определённый инстинкт.. понаблюдать и отметить особенности поведения отдельного экземпляра.. затем - манипуляции с мозгом.. затем, дальнейшее наблюдение: сохранились ли закреплённые ранее инстинкты.. сохранились ли особенности поведения.. или особь приобрела новые "черты характера"..
      Вероятно, аксолотль не настолько глуп, чтобы подобные эксперименты были невозможны..

  • Вероятно, сведения о том, каким должен быть общий дизайн мозга, заложены в каждом нейроне данного существа.. на уровне памяти предков..
    И сценарии (которых может быть больше одного) восстановления мозга до исходных конфигураций - заложены там же.. в каждом отдельном нейроне.
    Коллективная работа оставшихся нейронов усиливается, благодаря общей слаженности и бесконфликтности.. Целый компактный мир в рамках оставшейся части повреждённого мозга.