В США стартовал конкурс на создание скоростного винтокрыла будущего

Новый аппарат должен будет заменить многоцелевой вертолет UH-60 Black Hawk.

О попытках Армии США найти замену устаревающим вертолетам известно давно: сейчас Пентагон официально объявил тендер FLRAA (Future Long Range Assault Aircraft), подразумевающий создание скоростного винтокрыла. Предполагается, что такая машина сможет заменить многоцелевой UH-60 в 2030-х. В рамках конкурса проведут несколько этапов: на первом компании представят предэскизные проекты.

 

Предполагаемые победители давно известны экспертам. Самый вероятный — V-280 Valor. Это американский конвертоплан, разрабатываемый компаниями Bell Helicopter и Lockheed Martin. Летательный аппарат имеет два двигателя, расположенные на концах крыла в гондолах. Винты имеют три трапециевидные лопасти, способные поворачиваться в вертикальной плоскости на величину угла в 90 градусов.

 

Аппарат имеет очень высокую (по меркам винтокрылых машин) скорость: крейсерская может достигать 520 километров в час. Для сравнения, у вертолета UH-60 этот показатель составляет 282 километра в час. Полезная нагрузка V-280 Valor — шесть-одиннадцать пассажиров или до 4500 килограммов груза.

 

V-280 / ©Popular Mechanics

 

Другим возможным победителем называют SB>1 Defiant — машину, которая сильно отличается как от UH-60 Black Hawk, так и от V-280. Это вертолет, имеющий, кроме одного соосного несущего винта, толкающий винт в задней части фюзеляжа. Благодаря такой конструкции машина может развивать скорость более 420 километров в час.

 

Важно отметить, что испытания V-280 Valor начали раньше тестов SB>1 Defiant: конвертоплан впервые поднялся в небо еще в 2017-м. В январе 2019 года сообщалось, что на испытаниях в Центре летных исследований в Арлингтоне (штат Техас) Valor успешно достиг крейсерской скорости в 280 узлов (518 километров в час).

 

SB>1 / ©Popular Mechanics

 

Испытания SB>1 Defiant тоже идут весьма активно. В марте в городе Уэст-Палм-Бич впервые поднялся в небо опытный экземпляр многофункционального вертолета. В июне стало известно, что Boeing и Sikorsky пришлось «приземлить» прототип после трех летных испытаний: перерыв инженеры хотят использовать для внесения изменений в конструкцию силовой установки. Ранее аналогичные проблемы уже давали о себе знать, из-за чего пришлось сдвинуть программу испытаний.

 

Стоит сказать, что конкурс FLRAA — часть более масштабного FVL (Future Vertical Lift), направленного на замену существующих винтокрылых машин разных классов, в том числе тяжелого транспортного вертолета CH-47 Chinook и легкого разведывательного OH-58 Kiowa.