Оружие и техника

Россия показала летный прототип крупного циклолета, способного перевозить десант

Российские разработчики представили в рамках выставки «Армия-2020» летный демонстратор циклолета, который можно будет использовать для десантных операций. Полноразмерная машина должна появиться в середине 2020-х годов.

В будущем российская армия может получить уникальный летательный аппарат — крупный циклолет, который можно использовать для перевозки десанта. В рамках форума «Армия-2020» Фонд перспективных исследований (ФПИ) представил летающий прототип перспективного аппарата.

Он имеет четыре движителя цилиндрической формы, внутри которых находятся лопасти. Беспилотный демонстратор массой 60 килограммов уже проходит летные тесты. «Задача — до конца года доработать систему автоматического управления. Мы планируем поставить на него гибридную силовую установку, которая позволит ему летать дольше 60 минут», — заявил руководитель проекта со стороны ФПИ Григорий Макеич.

Летный демонстратор циклолета / ©Милена Синева/ТАСС

Согласно планам, приемочные испытания состоятся в феврале следующего года. На них аппарат должен показать преимущество выбранной компоновки и заявленные летно-технические характеристики. После этого российские инженеры намерены приступить к разработке крупного циклолета, способного перевозить до шести человек. В случае успеха разработки такой аппарат можно будет использовать в десантных операциях, в том числе с палуб кораблей Военно-морского флота.

Напомним, о первом полете демонстратора российского циклолета стало известно в июле: тогда была подтверждена работоспособность несущей схемы.

Концепция циклолета — далеко не новая: впервые такой аппарат построил инженер Евгений Сверчков в 1909 году. Летающие образцы создали много десятилетий спустя. Среди преимуществ таких аппаратов — компактность и низкий уровень шума. Благодаря циклическим движителям они могут похвастаться хорошей маневренностью.

Но при всех своих преимуществах концепция циклолета не лишена недостатков. Такие аппараты конструктивно очень сложны, кроме того, боковое расположение движителей затрудняет посадку и высадку пассажиров.

Еще одно направление, на котором сегодня активно работают российские авиастроители, — разработка скоростного вертолета. Напомним, в августе стартовали тесты нового варианта ударного Ми-28Н, снабженного инновационными лопастями несущего винта. Еще раньше стало известно о создании технологий, которые, предположительно, позволят повысить скорость российских боевых вертолетов до 400 километров в час.

Комментарии

  • Большие сомнения про реальность этого аппарата для десантирования. Мне кажется, это чудо-юдо выступает ответом на американский конвертоплан "Оспрей" - типа, и у нас можно супештуковину сделать. Только всё это большое нагромождение поверхностей даёт гораздо более высокую простреливаемость, чем узкие лопасти винта вертолёта. Плюс малоизученная динамика - сколько побилось вертолётов за всю их эволюционную историю, пока выяснили работу с винтом.
    Разумеется, никогда не говори "никогда", и моё мнение скорее лишь следствие незнания динамики этой штуковины. И, возможно, всё наоборот. Но как-то чревато столь неотработанные схемы прям сразу и в десантирование людей применять. Не думаю, что это будет в реальности.

    • Согласен с предыдущими выступающими, но мнение я составил независимо, еще по ходу статьи. Это уродец какой-то, не будет это чудо в перьях работать нормально.

      Так-с, в поисках свежих пошли лопатить историю техники, в частности, русскую. Хм, там много ерунды всякой было. Слепленной из навоза и палок.

  • Ну дома-то, для своих, можно и циклолеты показывать. Из иностранных участников там одни белорусы.

    • Похоже на то. Высока вероятность, что кончится ничем. Слабовато пока выглядит вся эта история.

  • А обязательно кабину делать посреди этих... движителей?
    Или можно вверх или вниз вынести, чтоб освободить пространство для посадки?

  • А вообще смахивает на газонокосилку.

    • Двойного применения :) Будет генералам лужайки подстригать в мирное время.