Бразильские ученые впервые показали, что галлюциногенный напиток аяуаска может улучшать депрессивную симптоматику.
Аяуаска, или лиана мертвых, представляет собой растительный отвар, используемый племенами бассейна Амазонки в ритуальных целях. Несмотря на галлюциногенные свойства, в Бразилии этот напиток легален, что нередко используется туристами. Активным компонентом аяуаска является лиана Banisteriopsis caapi, к отвару которой добавляются листья иных растений, в частности чалипонги (Diplopterys cabrerana) и психотрии зеленой (Psychotria viridis), содержащих диметилтриптамин (ДМТ). ДМТ — психоактивный алкалоид, который в норме растворяется в желудочно-кишечном тракте. Однако алкалоиды гармалины и гармины в лиане ингибируют моноаминооксидазу, что позволяет ДМТ попадать в мозг. Действие вещества продолжается порядка шести часов, пик наступает примерно спустя два часа после приема.
Аяуаска имеет неприятный вкус и, согласно поверьям, способствует духовному исцелению. Кроме того, напиток стимулирует очищение организма: так, благодаря гарминам отвар обладает глистогонным действием. Перед и во время приема аяуаски шаманы племен Амазонки воздерживаются от половой жизни, а также соблюдают пост, исключающий соленую, жирную, острую пищу и алкоголь, — считается, что свойства этих продуктов противоположны напитку. С научной точки зрения, подобные ограничения в пище позволяют избежать роста в организме тирамина, для окисления которого необходимы монооксидазы. При приеме аяуаски последние ингибируются алкалоидами, и без поста это может привести к резкому повышению уровня адреналина, паническим атакам и летальному исходу.
Прошлые работы показали, что гармины и аяуаска могут иметь антидепрессантные свойства у животных и людей, однако до сих пор плацебо-контролируемых исследований веществ на проводилось. Чтобы восполнить пробел, сотрудники Федерального университета Рио-Гранде-до-Норте и Университета Сан-Паулу провели двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование с участием 35 пациентов с монополярной клинической депрессией в возрасте 18–60 лет. На первом этапе испытуемые, для оценки заболевания, заполняли Шкалу диссоциации, после чего находились в тихой спокойной обстановке на протяжении восьми часов. В это время участники получали отвар аяуаски, содержащий 0,36 микрограмма на килограмм ДМТ с действием около четырех часов, или плацебо.
Результаты показали, что после приема плацебо некоторые пациенты из контрольной группы почувствовали улучшение симптомов по сравнению с экспериментальной группой. Однако через неделю соотношение эффекта изменилось, и о положительном воздействии отвара сообщили 64 процента участников, принявших аяуаску. К этому времени в группе плацебо рост показателя составил только 27 процентов. Примечательно, что эффект аяуаски оказался сильнее эффекта кетамина — психоделика с анестезирующими свойствами, также последний превзошло плацебо. По мнению авторов, несмотря на целебную роль отвара, на выводы также могло повлиять помещение испытуемых в комфортную обстановку. Положительную динамику подтверждали данные электроэнцефалографии (ЭЭГ), электромиографии (ЭМГ) и другие методы.
Подробности работы представлены на сервере препринтов bioRxiv.org.
Ранее ученые показали, что психоделик псилоцибин может улучшить депрессивную симптоматику больных раком, а кетамин — предотвратить посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Комментарии
"Примечательно, что эффект аяуаски оказался сильнее эффекта кетамина — психоделика с анестезирующими свойствами, также последний превзошло плацебо"
Кетамин не является галлюциногеном, это наркотик-диссоциатив. К тому же, всё-таки это средство для наркоза, а не анестетик.