Рубрика Наука

Мышиная моторика

Даже впустую проводя время в Интернете, вы тренируете свой мозг.

Разглядывая очередных котиков в Интернете, вы можете не расстраиваться, что снова тратите время впустую: как показали исследования, даже пассивная навигация по Сети совершенствует мелкую моторику, а вместе с ней ? и множество сопутствующих навыков владения собственным телом.

 

Скорее всего, перед тем, как читать эти слова, вы пользовались мышью или трекпадом на ноутбуке: сориентировались по положению курсора, подвели его к ссылке и кликнули. Все эти задачи по ювелирности исполнения ? одни из самых сложных, с какими людям приходилось сталкиваться за все время своего существования. Чтобы курсор смещался плавно и не слишком быстро, от руки требуется совершать совсем небольшие, но выверенные движения. При этом рука перемещается в горизонтальной плоскости, а курсор ? в вертикальной, и мозгу необходимо постоянно соотносить эти движения друг с другом.

 

Слава богу, у всех у нас было достаточно времени, чтобы напрактиковаться. Ежедневно типичный активный пользователь компьютера совершает более тысячи «кликов», и полностью осваивает этот сложный навык за считанные дни, действуя мышью совершенно бессознательно. Но сказывается ли приобретение этой «сверхспособности» на других способностях человека?

 

Решив ответить на этот вопрос, американские психологи во главе с Конрадом Кордингом (Konrad Kording) столкнулись с неожиданной проблемой. Для экспериментов необходимо было найти достаточно добровольцев без какого-либо опыта общения с компьютером и компьютерной мышью. Найти их удалось лишь в закрытом обществе китайских мигрантов-чернорабочих.

 

©Flickr/ teresa williams

 

Среди этих «понаехавших» ученые набрали подопытных трех групп: рабочих, вообще не знакомых с компьютерами, слабо знакомых, а также ? в качестве контроля ? студентов, знающих IT, как свои пять пальцев. Проведя их через стандартные тесты на владение мелкой моторикой, ученые заставили всех в течение двух недель по два часа в день играть на компьютере в известную классическую игру – «Пинг-понг». После чего тестирование повторили.

 

Тесты моторных навыков включали в себя и такие задания, которые вообще не были похожи на получавшие тренировку движения кистью мыши ? скажем, способность точно локализовать положение пальца, не видя его. Психологов интересовало, может ли мозг генерализовать приобретенные навыки и вместе с ними развивать возможности мелкой моторики в целом.

 

Перед игровыми тренировками китайцы, имевшие опыт общения с компьютером, в целом демонстрировали лучшую моторику, чем их собратья, никогда прежде не державшие мыши в руках. Однако спустя две недели «Пинг-понга» этот разрыв не просто сократился ? все мигранты демонстрировали практически тот же уровень управления своей мелкой моторикой, что и опытные студенты! А навык владения курсором и мышью успешно генерализовался и привел к улучшению результативности при выполнении самых разнообразных заданий.