Наука

Рецепт клизмы от майя, физика плывущих утят и скорпион без ануса. Названы лауреаты 32-й Шнобелевской премии

Шнобелевская премия (Ig Nobel Prize) — это торжество шутливой науки и безнадежно серьезных шуток. Лишь немногие ученые удостоились чести получить эту высокую награду (их намного меньше, чем нобелевских лауреатов), однако заряд хорошего настроения от нее может получить любой желающий. 32-я по счету церемония вручения Шнобелевки отметила авторов лучших «исследований, которые сначала заставляют засмеяться, а потом задуматься» в самых разных областях науки — от физики и экономики до прикладной кардиологии.

Богатая и славная история Шнобелевской премии (остроумный перевод английского названия Ig Nobel prize) берет свое начало в 1991 году. Она связана с именем Марка Абрахамса (Mark Abrahams) — профессионального математика и юмориста, редактора изданий, посвященных в равной степени как юмору, так и науке: «Анналы невероятных исследований» и «Журнал невоспроизводимых результатов». Абрахамс до сих пор — бессменный церемониймейстер Шнобелевки.

Нетрудно догадаться, что данная премия пародирует знаменитую Нобелевскую. А вот о том, что Андрей Гейм — «отец графена» и видный современный физик — удостоился обеих наград, знают немногие. Причем начинал Гейм именно со Шнобелевской премии, которую ему принесла его левитирующая лягушка.

Наука, как известно, не знает границ и объединяет ученых из самых разных стран. Оргкомитет Шнобелевки всю свою историю занят ровно тем же: к сожалению, вот уже третий раз подряд исключительно в режиме онлайн — в знак уважения к новому коронавирусу SARS-CoV-2.

Год назад Шнобелевка порадовала нас прорывом в коммуникации между человеком и его кошкой, корреляцией между уровнем коррупции и ожирением должностных лиц, а также тараканами на подлодках и ценной информацией о том, что оргазм помогает высморкаться. Чем же ознаменовался прошедший год в науке по мнению уважаемого жюри?

Ваза Майя с изображением ритуальной клизмы / © Nicholas Hellmuth

Премия в области истории искусства досталась Питеру де Смету (Peter de Smet) и Николасу Гельмуту (Nicholas Hellmuth). Публикация, которая принесла им победу, вышла в далеком 1986 году и посвящена быту майя — аборигенного народа Нового Света. Изучая роспись на древнем сосуде, ученые пришли к выводу о том, что народ майя практиковал клизмы. Очевидно, руководствуясь примером Луи Пастера и Гемфри Дэви, авторы бесстрашно проверили свое открытие на себе и по достоинству оценили эффективность спиртовых клизм. Курящую обезьяну, изображенную на вазе в контексте этой процедуры, авторы, однако, воспроизводить не решились.

Лауреаты Шнобелевской премии по литературе Эрик Мартинес (Eric Martínez), Френсис Моллика (Francis Mollica) и Эдвард Гибсон (Edward Gibson) наконец выяснили, почему юридические документы настолько сложны для восприятия простых смертных. Оказывается, всему виной психолингвистический фактор: именно он вынуждает юристов и адвокатов прибегать к архаичным и вычурным конструкциям, злоупотреблять пассивным залогом и даже приводить ЦЕЛЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВЕРХНИМ РЕГИСТРОМ. С этой целью исследователи проанализировали множество трудных для понимания официальных бумаг.

Физические основы плавания выводка утят / © Zhi-Ming Yuan et al.

Премией в области физики были отмечены Франк Фиш (Frank Fish) и его многочисленные соавторы, в том числе с трудными для перевода китайскими именами. Они смогли выяснить физические основы, благодаря которым однодневные утята способны эффективно плавать косячком за матерью. Профессор Фиш занимается динамикой перемещения групп птиц с 1994 года, и вот недавно добился прорыва в этой области — благодаря опытам с выводком утят, плавающих в особой метаболической камере.

Лауреаты в области биологи Солимари Гарсия-Эрнандес (Solimary García-Hernández) и Глауко Мачадо (Glauco Machado) обратились к трудностям, с которыми сталкиваются в своей жизни скорпионы Ananteris balzani. Дело в том, что они, подобно ящерицам и саламандрам, способны отбрасывать в случае опасности свой хвост. С помощью такой жертвы животное спасается от хищника, который в этом случае также не остается совсем с «пустыми руками». Вот только для скорпиона потеря его «хвоста» (метасомы) означает утрату его жала, ядовитых желез, значительной части нервной, пищеварительной и других систем. Среди прочего после этой так называемой аутотомии скорпион остается без ануса, из-за чего теряет способность испражняться.

К удивлению авторов, эти утратившие четверть своей массы членистоногие (которые, впрочем, быстро набирают вес из-за усиливающегося запора) по-прежнему могут питаться и быстро передвигаться. Более того, оставшаяся часть Ananteris balzani даже способна к размножению — вплоть до скорого и неизбежного конца, наступающего по понятным причинам.

Скорпион Ananteris balzani / © Mattoni et al, 2015

Ничуть не в меньшей степени впечатляют достижения лауреатов-медиков, успешно дополнивших сеанс опасной химиотерапии мороженым, и инженеров, нашедших оптимальные способы ухватиться за ручку двери. Лауреаты Шнобелевской премии мира сумели создать алгоритм, с помощью которого сплетники смогут решать, когда им все же лучше сказать правду, а призеры-экономисты при помощи математики разгадали старую как мир загадку: почему наиболее успешными становятся не самые способные, а самые везучие? Тем временем инженеры по технике безопасности удостоились высокой награды за создание макета лося, с помощью которого можно предсказать последствия столкновения автомобиля с настоящим сохатым.

Наконец, премия за достижения в области прикладной кардиологии досталась европейским ученым, которые убедительно показали: влюбленность с первого взгляда приводит к тому, что сердца любовников тотчас начинают биться в унисон.

Ученые решают дела сердечные онлайн / © Improbable Research

Вручение Шнобелевки — это не только общение с успешными учеными со всего мира, наделенными чувством юмора, и признание их заслуг. Это своеобразное костюмированное действо, музыкальные номера и уникальные традиции — вроде пускания бумажных самолетиков и мини-оперы, которая в этом году посвящена воображаемому «Клубу всезнаек» (The Know-it-All Club), в котором каждый полагает всезнающим исключительно себя.

Шнобелевская церемония — прекрасный пример того, что настоящей науке совершенно необязательно быть ни скучной, ни даже все время серьезной. И это праздник юмора в той же степени, что и праздник науки.

Комментарии

  • Показалось что в роли ведущего - Панин

  • Спиртовые клизмы - это круто! Отважные люди, эти экспериментаторы. Интересно, что они там в себя вливали? Насколько я помню, погибнуть от не то что от спиртовой, от водочной клизмы - самое обычное дело.

    • использовали 5% раствор. говорят 20% жжет