Рубрика Наука

Тайны мезосферы раскроют суборбитальные челноки

О мезосфере очень мало известно, этот слой находится между зонами полётов самолётов и спутников. Суборбитальные челноки – вот что может помочь в её изучении.

 

Весной 2012 года NASA в рамках программы ATREX запустило 5 ракет с интервалом между запусками – 80 секунд, распыливших на высоте от 80 до 100 километров триметилалюминий, жидкость, которая воспламеняется на воздухе. В результате учёные изучали получившиеся в небе шлейфы, что помогло получить необходимые сведения о серебристых облаках.

 

Эти облака очень разрежённые и появляются они только в верхнем слое мезосферы, летом и на высоких широтах. Скорость их движения около 100 метров в секунду, и видны они лишь в сумерки, когда Солнце уже почти зашло за горизонт и освещает исключительно их. Слишком много о серебристых облаках ещё неизвестно, поэтому они остаются предметом пылких обсуждений.

 

Но именно они являются тем источником информации, который позволяет следить за движением воздушных масс в атмосфере, и из-за этого изучение серебристых облаков становится ещё более важным – это цель проекта PoSSUM, которым руководит Джейсон Раймуллер.

 

Это проект занимается и подготовкой к новому распылению триметилалюминия, но в этот раз изучать шлейфы учёные решили уже с самолётов, на высоте более 6 километров, и в этот раз жидкость в мезосферу доставят не ракеты, а суборбитальные двуместные челноки Lynx, произведённые компанией XCOR Aerospace. Такой челнок с четырьмя жидкостными ракетными двигателями сможет достигать верхних слоёв мезосферы, и первый полёт будет осуществлён летом 2014 года. В XCOR Aerospace предполагают, что через некоторое время они смогут осуществлять сразу до 4 полётов в день, и заранее продают билеты на челноки, за 95 тысяч долларов каждый. Эта сумма предполагает затраты на полёт, медицинское обследование и подготовку к полёту. Сам Джейсон Раймуллер очень доволен использованием коммерческого транспорта для туризма в научных целях.

 

Но тут скрывается и один минус – путь такого транспорта предполагает параболическую траекторию, из-за этого времени на выполнение всех научных задач в невесомости крайне мало, всего 3,5 минуты. Но Джейсон Раймуллер уверен, что это хоть и сложно, но возможно сделать.