Психология

Простая уловка может улучшить запоминание и облегчить обучение

Правильная предваряющая мотивация, которая настраивает людей на исследование и запоминание, может улучшать память и облегчать обучение. Это показал эксперимент американских ученых, в котором участников перед выполнением задания по-разному инструктировали.

Исследование с участием 420 человек провели специалисты с факультета психологии и нейронаук Университета Дьюка в США. Описывающая его научная работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Людей попросили на один день представить себя похитителями произведений искусства. Затем их случайным образом распределили на две группы. Одним сказали, что они — воры-профессионалы и прямо сейчас грабят музей, а вторым — что ограбление только готовится и нужно изучить музей, чтобы все спланировать.

Получив эти два набора инструкций, которые исследователи назвали императивной и вопросительной мотивацией, участники затем играли в одну компьютерную игру с одинаковыми правилами и начислением баллов. В ней нужно было исследовать виртуальную художественную галерею.

Четыре двери разного цвета на экране изображали четыре зала с произведениями живописи. Когда игрок кликал мышкой по двери, ему открывалась картина из этого зала и ее цена. За некоторыми из дверей скрывались более ценные полотна, чем за другими. Независимо от полученной в начале инструкции всем участникам начислялся реальный денежный бонус за более дорогие картины.

На следующий день, при входе в систему на компьютере, участникам неожиданно предложили пройти тест на память и ответить, узнают ли они картину. Всего им показали 175 произведений, из которых 100 они видели накануне, а 75 были новыми. Если картина отмечалась как знакомая, предстояло вспомнить, сколько она стоила.

Кадры из компьютерной игры, использованной в эксперименте / ©Duke Institute for Brain Sciences

Во время теста участники, которые воображали, что планируют ограбление (то есть получили вопросительную мотивацию, поддерживающую любопытство и настрой на исследование), точнее узнавали картины и называли их стоимость. При этом обещанное вознаграждение способствовало улучшению памяти — ценные картины вспоминались с большей вероятностью. Интересно, что среди участников, представлявших себя грабителями во время налета на галерею, такой эффект не проявился.

Впрочем, подгруппа с императивной мотивацией, то есть с мысленной установкой на решение срочной задачи, отличилась по-своему. Эти участники лучше определяли, за какими дверями скрываются более ценные экспонаты, и потому завладели большим числом дорогих картин. В результате их «добыча»‎ оказалась примерно на 230 долларов дороже, чем у второй подгруппы.

Исследователи не говорят о том, что какая-то из мотиваций лучше. Например, настрой на более напряженную стрессовую ситуацию может быть эффективнее при решении краткосрочных проблем.

«Если вы в походе наткнулись на медведя, то в этот момент не стоит думать о долгосрочных планах. Нужно сосредоточиться на том, как сейчас выбраться из ситуации»‎, — пояснила доктор Алисса Синклер (Alyssa H. Sinclair), одна из организаторов исследования.

Но состояние стресса не помогает стимулировать долговременную память. Если задача — побудить людей найти сведения и запомнить их на будущее, то, возможно, предваряющая вопросительная мотивация будет способствовать лучшему сохранению информации.

Теперь ученые проводят дополнительные исследования, в которых изучают, какие участки мозга активируются у людей при императивной и вопросительной мотивации. С учетом результатов планируется разработать практические рекомендации для использования в психотерапии.