Высокая посещаемость занятий обычно положительно коррелирует с успеваемостью студентов, но, как выяснили исследователи из Сингапура, не все пары одинаково полезны для учебы.
Студенты колледжей и университетов, которые регулярно посещают занятия и хорошо спят, с большей вероятностью получат хорошие оценки в конце семестра. Присутствие на парах важно для налаживания взаимодействия между студентом и преподавателем и прохождения ключевых моментов учебного курса, а хороший сон необходим для оптимизации процессов запоминания и обучения.
Однако в большинстве учебных заведений первые пары начинаются рано утром, из-за чего студенты нередко опаздывают или вовсе пропускают их, стремясь заполучить лишние часы для сна. Учитывая, что подростки и молодые люди часто ложатся спать поздно (причины не только социальные, но и биологические), первые пары вынуждают их недосыпать, а это не может не сказаться на общей успеваемости.
Исследователи из Национального университета Сингапура решили проверить, связаны ли ранние утренние занятия с более низкой посещаемостью, более коротким сном и более низкой успеваемостью. Журналы подключения к Wi-Fi 23 391 студента показали, что посещаемость лекций была примерно на десять процентных пунктов ниже для занятий в 08:00 по сравнению с более поздними парами. А по данным 16-недельной актиграфии 181 учащегося, студенты, посещавшие утренние пары, в среднем спали на час меньше прогульщиков.
Наконец, сопоставив посещаемость утренних пар с итоговыми оценками 33 818 учащихся, ученые обнаружили, что чем чаще студенты приходили на утренние пары, тем ниже был их средний балл. Снижение было незначительным (до 0,146 балла), но сопоставимым по размеру с положительным эффектом от занятий с репетитором или самостоятельного изучения материала с однокурсниками. Общий негативный эффект сказывался на всех предметах, то есть утренний недосып снижал успеваемость студента в течение всего дня.
Возможно, составителям расписаний занятий в вузах следует отказаться от утренних пар и перенести начало занятий на более позднее время, считают исследователи. Это позволит обучающимся получать достаточное количество часов сна и без дополнительных усилий повысить собственную успеваемость.
Исследование опубликовано в журнале Nature Human Behaviour.
Комментарии
Стоит обратить внимание и на другие причины утренней сонливости-гипотонию и анемию. При этих отклонениях скорость циркуляции и качество крови снижаются, поэтому мозг голодает, плохо дышит и в нём задерживаются продукты распада. Следствием будут проблемы с логическим мышлением, вниманием и памятью. "Мы то, что мы едим", то есть без нормализации трофических процессов в организме в целом, не будет и качественного усвоения информации.