Site icon Naked Science

Правда ли, что обращение к себе в третьем лице помогает самоконтролю?

maxresdefault

©Wikipedia

Размышления многих людей опосредуются внутренним монологом. Он формируется как результат интернализации (перехода внешних норм во внутренние) речи взрослых, которая сопровождает действия ребенка. При этом ряд наблюдений показывают, что обращение к себе в рамках такого монолога по имени, но не местоимению «я», может облегчать самоконтроль. Действительно, согласно ранним работам, произнесение имени ассоциируется у нас с окружающими (поскольку к себе человек так не обращается) и позволяет абстрагироваться от собственной личности при условии, что направлено не вовне. Однако хотя это может способствовать снижению эмоциональной реактивности (росту осознанности) самоотстранение необязательно гарантирует улучшение самоконтроля.

 

В новой работе специалисты из Мичиганского университета и других учреждений проверили, способно ли обращение к себе в третьем лице повышать сдержанность. Для этого они провели два объективных измерения. Участие в первом приняли 28 студентов. Их разделили на две группы и показывали 60 нейтральных и 60 неприятных снимков (например, животных и беженцев соответственно) из Международной базы эмоционально окрашенных изображений (IAPS). Во время просмотра контрольная группа должна была мысленно задавать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?», тогда как экспериментальная обращалась к себе по имени. Одновременно активность мозга испытуемых фиксировалась с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ) методом связанных с событиями вызванных потенциалов (ERPs).

 

В частности, авторов интересовали поздний позитивный потенциал (LPP) и негативность, связанная с ожиданиями стимула (SPN). Эти компоненты ЭЭГ надежно указывают на эмоциональную реактивность и активный самоконтроль соответственно. В соответствии с гипотезой, результаты показали, что в ходе монолога с использованием местоимения LPP значительно возрастал в ответ на негативно окрашенные фотографии. Похожий эффект наблюдался в экспериментальной группе, но в этом случае реакция на снимки разного содержания различалась менее значительно. SNP также существенно не отличался между группами.

 

Средний уровень активности в медиальной префронтальной коре у контрольной (синий цвет) и экспериментальной (зеленый цвет) групп в рамках анализа целевого региона (A) и всего мозга (B) / ©Jason S. Moser et al., Scientific Reports, 2017

 

Участие во втором эксперименте приняли 52 других добровольца. На этот раз мозговая активность измерялась путем функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ), и участников просили вспомнить неприятное переживание из личного опыта, используя местоимение или свое имя. После этого они оценивали самочувствие по пятибалльной шкале. Согласно итогам, испытуемые, которые обращались к себе посредством слова «я», хуже реагировали на отрицательные эмоции. При этом в их медиальной префронтальной коре наблюдалась повышенная активность — эта область мозга ассоциируется с мышлением о себе. Апелляция к собственному имени сопровождалась гораздо меньшей активностью в последней. В то же время в лобно-теменной области, участвующей в контроле эмоций, подобных эффектов выявлено не было.

 

Подробности исследования представлены в журнале Scientific Reports.

Ранее ученые выяснили, что стремление к самоконтролю может повышать вероятность совершения ошибок, а визуализация холода — осознанность.

Exit mobile version