Психология

Экстраверты оказались больше склонны к антивакцинаторству

Казалось бы, общительные люди с высоким уровнем экстраверсии должны были бы охотнее идти на вакцинацию во время пандемии Covid-19. Ведь прививка позволяла вернуться к контактам с окружающими, которых экстравертам так не хватало в период карантинов и социальных ограничений. Однако в реальности экстраверты оказались больше склонны к антивакцинаторству, выяснили ученые.

Исследование, результаты которого опубликовал журнал Frontiers in Psychology, провела команда специалистов из Техасского университета в Эль-Пасо (США) и Университета Торонто (Канада). С ноября 2020 года и по июль 2021-го, когда в мире бушевал коронавирус, ученые опросили более 40 тысяч взрослых жителей Канады, чтобы понять, какие личностные качества могут быть связаны с отказом от прививки.

Исследования, посвященные психологическим основам вакциноскептицизма, проводили еще до пандемии Covid-19. Из них следовало, что приверженцы консервативных взглядов более склонны противиться прививкам, чем либералы. По-видимому, это отношение прослеживается также в политической ориентации и партийной принадлежности людей. В одной из работ ученые заключили, что в Соединенных Штатах республиканцы реже, чем демократы, имеют правильные представления о вакцинации. Республиканская и Демократическая партии — две основные политические партии США, с правой консервативной и левоцентристской либеральной идеологиями соответственно.

Изучая тот же вопрос в ковидные годы, американские специалисты зачастую сосредотачивались на политических воззрениях людей, чтобы объяснить, почему некоторые скептически настроены к вакцинации. В этих исследованиях тоже нашли связь между консерватизмом и неприятием прививок — наряду с другими рекомендациями медиков вроде ношения масок и соблюдения социальной дистанции.

Ученые из Эль-Пасо и Торонто пошли другим путем.

«Мы решили взглянуть на вакциноскептицизм с другой стороны. Конечно, политические взгляды могут это частично объяснять, но у людей есть индивидуальные различия. Это и привело нас к личностному аспекту», — рассказала Мелисса Бейкер (Melissa Baker), доцент Техасского университета в Эль-Пасо и ведущий автор исследования.

Во врем опросов, которые проводили онлайн, ученые оценивали личность каждого участника на основе модели, известной в психологии под названием «Большая пятерка»‎. Она предполагает, что личность человека включает пять черт: открытость опыту, добросовестность (или сознательность), экстраверсию, доброжелательность (дружелюбие, способность прийти к согласию) и негативную эмоциональность (или невротизм — противоположность эмоциональной устойчивости).

Дополнительно людей спрашивали об отношении к вакцинации. Например, один из вопросов звучал так: «Будете ли вы прививаться для предотвращения заражения коронавирусом, когда вакцина станет доступной?» Нужно было ответить «да», «нет», «не уверен», а когда в стране стартовала прививочная кампания, ученые включили вариант «я уже вакцинировался/лась».

Специалисты предполагали, что люди с высокими уровнями дружелюбия, сознательности и открытости новому опыту будут охотнее прививаться. С другой стороны, у участников, отличавшихся низкой эмоциональной устойчивостью, то есть повышенным невротизмом, была вероятность встретить негативное отношение к вакцинации.

Большинство догадок ученых подтвердилось, но результат экстравертов стал неожиданностью. Как выяснилось, экстравертированные люди были на 18 процентов чаще склонны отказываться от прививок.

Хотя ВОЗ с мая 2023 года официально перестала оценивать пандемию коронавируса как чрезвычайную ситуацию, ученые убеждены в важности своего исследования для будущего. В частности, эти результаты могут пригодиться при разработке доводов для кампаний по убеждению людей в необходимости вакцинации. Ведь скептицизм в отношении прививок может вести к распространению опасных болезней и угрожать здоровью общества.

«Если мы будем знать, что нужно достучаться до определенного типа личности, то сможем составить такое обращение, которое дойдет до этого человека и убедит его», — подчеркнула Мелисса Бейкер.

Стоит отметить, что отмена официальной чрезвычайной ситуации совсем не означает, что коронавирус перестал массово убивать. Хотя показатели смертности от него больше не публикуют, их все еще можно оценить по избыточной смертности, которая остается значительной как в ряде зарубежных стран, так и в тех регионах России, население которых меньше всего вакцинировалось. Например, в Ингушетии в мае 2023-го смертность была на 26,4% выше, чем в мае 2022 года, хотя для России в целом за этот период смертность слегка снизилась.