Site icon Naked Science

Экранное время родителей повлияло на речевое развитие детей

Кадр из мультсериала «Симпсоны»

Кадр из мультсериала «Симпсоны» / © Fox

Формирование речевых навыков — один из главных аспектов развития ребенка. Владение языком или языками тесно связано со способностью четко формулировать собственные мысли и правильно понимать других людей, дальнейшими академическими успехами. Предыдущие исследования показали, что на речевом развитии негативно сказывается просмотр видеоконтента в одиночестве, а обсуждать прошедший день с родителем полезнее, чем вместе читать.

Специалисты из Тартуского университета в Эстонии обнаружили взаимосвязь между экранным временем родителей и уровнем языковых навыков у детей. Соответствующую научную статью опубликовал журнал Frontiers in Developmental Psychology.

Ученые изучили данные о 421 ребенке в возрасте от двух с половиной до четырех лет и их родителях. Мамы и папы ответили на вопросы о том, какие гаджеты, для чего и сколько времени в будни и выходные используют они сами и их дети, а также заполнили анкету, позволяющую оценить языковые способности и общее развитие детей.

Далее родителей и детей разделили на три группы по длительности использования гаджетов. Для взрослых низким считалось экранное время до двух часов в день, средним — от двух до четырех часов, высоким — больше четырех часов. Детей считали мало использующими гаджеты, если они посвящали им меньше часа в день, умеренно — если ежедневное экранное время было равно одному-двум часам, много — если превышало два часа.

Как правило, дети принадлежали к той же группе, что и родители: если мама и папа проводили много времени у экранов по взрослым меркам, то их ребенок был активным пользователем гаджетов по детским. При этом дети, которые посвящали экранам больше часов в день, набрали меньше баллов при оценке словарного запаса и владения грамматикой, чем их сверстники, меньше взаимодействующие с гаджетами. Для чего дети использовали компьютеры, планшеты и телефоны, важно не было, отметили исследователи:

«Хотя электронные книги и некоторые развивающие игры могут предоставить возможности для изучения языка, особенно для детей старшего возраста, исследования показывают, что в первые годы жизни наиболее важно ежедневное личное общение родителей и ребенка».

В семьях, где родители много времени посвящали гаджетам, таким же поведением отличались и дети / © Tiia Tulviste et al., Frontiers in Developmental Psychology

По словам ученых, когда родители много времени посвящают гаджетам, они меньше внимания уделяют детям, в том числе меньше общаются с ними. Кроме того, от совместного времяпрепровождения могут отвлекать постоянные текстовые сообщения и звуковые уведомления, из-за чего даже при совместном досуге взрослый недостаточно вовлечен в общение и ребенок хуже усваивает новые слова и грамматические конструкции.

Авторы статьи подчеркнули, что собирали данные в 2019 году и считают важным провести дополнительные исследования, чтобы оценить влияние пандемии коронавируса на выявленные закономерности. Кроме того, по их мнению, было бы интересно понаблюдать за детьми по мере их взросления.

Exit mobile version