Наше «маленькое я» может быть более хитроумным, чем мы думаем.
Понимание того, что происходит в сознании детей, чрезвычайно важно для их образования и воспитания. Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour, проливает свет на то, как дети преддошкольного возраста реагируют на чувство неопределенности.
Исследование, в котором участвовали 160 малышей в возрасте от 25 до 32 месяцев, показало, что дети могут справляться с неопределенностью различными способами. Эти способы, однако, соответствуют тем, которыми пользуются дети постарше и взрослые. Так происходит даже тогда, когда малыши не могут реально сформулировать, что творится у них в голове.
То, что дети преддошкольного возраста способны принимать разумные решения — например, обращаться за помощью ко взрослым, когда не понимают, что делать, — ученые знают уже давно. Гораздо меньше известно о том, как малыши принимают эти решения и насколько они осведомлены о своем непонимании. «Маленькие дети демонстрируют поведение, предполагающее, что они могут реагировать на неопределенные ситуации, — говорит специалист по психологическому развитию детей Симона Гетти. — Но основано ли это поведение на оценке фактических данных?»
Чтобы выяснить это, Гетти и ее коллеги провели серию экспериментов, в которых маленьким детям показывали пары животных или относительно простых объектов. При этом каждое изображение было почти полностью скрыто серым квадратом — так, что были видны лишь отдельные элементы по краям. Затем испытуемых просили найти конкретное животное или предмет.
Отслеживая движения глаз и оценивая время принятия решений испытуемыми, исследователи получили более подробное представление о том, как дети преддошкольного возраста подходят к решению подобных ситуаций. Как и взрослым, малышам требуется больше времени, чтобы принять решение по более сложным заданиям.
Также при решении заданий, с которыми ни один испытуемый в итоге не справлялся, дети чаще переводили взгляд с одних вариантов на другие — по всей видимости, дольше размышляя над задачей. А когда два объекта были похожи друг на друга, то детям потребовалось больше времени, чтобы собрать свои «доказательства» в пользу правильного выбора, но меньше самих «доказательств» для принятия решения.
Как полагают ученые, наблюдаемое поведение подтверждает тот факт, что маленькие дети уже в таком возрасте (от 25 до 32 месяцев) начинают осознавать свое непонимание и неосведомленность в чем-либо. Их поведение при этом соответствует тому, которое наблюдается у более взрослых детей.
Принятие сложных решений может быть не единственным навыком, который появляется у детей раньше, чем предполагали ученые. «Наше «маленькое я» может быть более хитроумным, чем мы думаем», — подытоживают исследователи.
Ранее мы писали о том, что дети, рано начавшие пользоваться гаджетами, показали низкий уровень самоконтроля, а домашняя обстановка в детстве повлияла на риск развития депрессии в более позднем возрасте