В пятницу, 28 мая, на токамаке EAST прошел эксперимент, результаты которого крайне важны для мировой термоядерной энергетики. «Китайское рукотворное солнце» разогрело плазму до температуры почти в семь раз выше, чем в недрах природного светила, и удерживало ее на протяжении более чем полутора минут.
Как пишет официальное китайское новостное агентство Синьхуа, максимальная электронная температура (средняя энергия электронов) плазмы достигла 160 миллионов градусов Цельсия. Такие параметры жгута ионизированного газа токамак удерживал 20 секунд. А при 120 миллионах градусов установка проработала 101 секунду.
Китайский экспериментальный термоядерный реактор EAST превзошел предыдущий рекорд длительности более чем в пять раз. Напомним, его установили корейские физики на токамаке KSTAR: они смогли удержать плазму температурой в 100 миллионов градусов на протяжении 20 секунд.
Потрясающих результатов удалось добиться специалистам Института физики плазмы Китайской академии наук (ASIPP). Подробности своего достижения они, судя по всему, опубликуют в рецензируемом журнале, а пока поделились успехом в формате пресс-релиза. Так что детали остаются под завесой тайны. Известно лишь, что на подготовку к эксперименту ушел год непрерывной работы. В конструкцию токамака EAST, расположенного в городском округе Хэфей, внесли множество изменений, позволивших улучшить показатели стабильности плазмы.
Китайский экспериментальный продвинутый сверхпроводящий токамак EAST (Experimental Advanced Superconducting Tokamak) — важный элемент международной кооперации в проекте создания экспериментального термоядерного реактора (ITER). Он представляет собой одну из немногих в мире подобных установок с полностью сверхпроводящей магнитной системой, которую создали на основе ниобий-титановых проводников. На EAST ведутся исследования как можно более долгого удержания высокотемпературной плазмы для технологий термоядерного синтеза.
Вакуумная камера EAST изнутри полностью облицована металлическими плитками. Ее малый радиус — 40 сантиметров, а большой — 1,7 метра. Внизу камеры установили вольфрамовый дивертор, охлаждаемый водой. Максимальная интенсивность тороидального магнитного поля установки достигает 3,5 тесла. Для сравнения: магнитное поле Земли колеблется между 25-65 микротесла, а установки для МРТ — 0,5-1,5 тесла (существуют экспериментальные приборы мощностью до 10,5 тесла). Во время рекордного эксперимента сила тока в плазме превысила 500 килоампер.
Что интересно, этот токамак разработали на базе установки H-7, созданной китайскими физиками в 1990-х при непосредственном участии российских специалистов. Налицо радикальный прогресс технологий Поднебесной: на сегодня EAST — один из самых продвинутых и во многом уникальных реакторов такого типа в мире. Именно полученные во время последнего эксперимента данные могут сыграть ключевую роль в обеспечении работоспособности ITER.
Несмотря на впечатляющие достижения китайских физиков и их коллег по всему свету, даже 120 миллионов градусов на протяжении полутора минут, скорее всего, будет недостаточно для промышленного термоядерного реактора. На ITER, сборка которого наконец-то началась прошлым летом, планируют «зажечь» плазму на 150 миллионов кельвинов и удерживать не менее 400 секунд. А это тоже экспериментальная установка — первый прототип энергетически эффективного реактора создадут только к середине XXI века. Остается завидовать Солнцу, в недрах которого благодаря уникальным условиям (в том числе колоссальному давлению) термоядерные реакции прекрасно протекают при «всего» 12-14 миллионах градусов.
Комментарии
Статья мало информативна, высокой температуры для начала устойчивой термоядерной реакции недостаточно, важна ещё определённая плотность плазмы, про которую ни слова...
Даже если плазма "жиденькая",120 секунд - это по-настоящему сильно.
Да, но реакции не будет, надо добиться критического порога платности плазмы для того чтобы прореагировал весь запас Д-Т смеси...
Спору нет.
Но ведь и Рим не сразу строился.
Представляю, какой мощности будут аварии на таких реакторах. Чернобыль покажется баловством со спичками.
Непонятно, как они собираются с плазмы снимать ток. Она же сожжет любой контактный электрод.
Это такой тип троллинга новый?
Немедленно в школу (но не высшую) пополнять запас знаний. Вы дремучая личность не понимающая основ работы термоядерного реактора, который взорваться в принципе не может, так как имеет запас топлива только на одну относительно маломощную ТЯ-вспышку которая не в силах разрушить сам реактор, а тепло будет передано охлаждающей жидкости ставшей теплоносителем через ЭМ излучение и корпус камеры, сама же гелиевая плазма удаляется из реактора с помощью специального устройства, после чего камера вакуумируется и вновь готова для впрыска туда Д-Т плазмы которую реактор будет греть, используя подвод энергию извне до параметров начала реакции.
Есть и иные схемы в которых главная камера удерживающая Д-Т плазму может работать не в импульсном, а в режиме с более-менее постоянным потоком отдаваемой мощности...
Я слышал, что действительно работающий реактор потребует запасов трития которых пока нет в наличии. Эта проблема как-то решается или ее оставили "будущим поколениям"?
Тритий надо будет производить искусственно и отдельно, он сильно радиоактивен и его нет в природе. Кстати это может делать работающий ТЯ реактор, так он генерирует поток высокоэнергетических нейтронов, но не исключено что когда дойдёт дело до строительства коммерческих реакторов удастся доработать их параметры до Д-Д реакции, что было бы гораздо выгоднее, хотя и более сложно...