Температура на сегодня продолжает оставаться главным источником внешней смертности на земле. Однако направление движения температурной смертности по мере потепления до сих пор не вполне ясно: холодовая смертность падает, а от жары — растет. Новая работа вносит существенный вклад в изучение вопроса.
Парижане купаются в фонтане. Большинство из них не подозревает, что одна из ведущих причин инфарктов и инсультов — холод или жара / ©Wikimedia Commons
Во всем мире 9,43% смертей происходит от температур — когда они отклоняются от температурной точки минимальной смертности, разной для стран и регионов. Всего на планете таким образом умирают 5,08 миллиона человек в год, из которых 4,59 миллиона — от холода, а еще 0,49 миллиона — от жары. При этом более холодные регионы часто теряют от холода меньше людей, чем более жаркие, из-за более высокого уровня адаптации к холоду (теплоизоляция и отопление) в высоких широтах и лучшей адаптации к жаре (физиологической) в низких.
Например, в Африке на 25,5 тысячи ежегодно умирающих от жары приходится 1,19 миллиона умирающих от холода (соотношение один к 46). Это отражает высокую степень адаптированности местного населения (не только чернокожего) к жаре. В Европе же на 480 тысяч ежегодно умирающих от холода приходится 179 тысяч умирающих от жары (один к 2,7). Причем даже в одном регионе точка минимальной смертности на считаные десятки лет может резко повышаться, снижая смертность от жары. Из-за этого не всегда ясно, какое влияние окажет на тот или иной регион глобальное потепление — перевесит ли снижение уровня холодовой смертности от него рост гибели людей от жары?
Чтобы отслеживать подобные тенденции, ученые периодически проводят замеры температурной смертности за какой-то отдельно взятый год. Авторы новой работы в журнале Nature Medicine взяли лето 2022 года (30 мая — 4 сентября, если быть точным) и решили узнать, какой была смертность от жары за этот период в Европе.
Следует отметить, что их определение Европы не совпадает с географическим. Например, туда входит такая часть Азии, как Кипр, но не входят страны вроде Северной Македонии, Украины и других восточнославянских государств.
Для определения температурной смертности ученые применили традиционные методы: брали средневзвешенную смертность за те же периоды в другие годы, там и там учитывали вес Covid-19 (он существенно отличается по динамике от температурной смертности). Затем устанавливали корреляцию между изменением смертности для тех или иных периодов внутри изучаемого и колебаниями температур внутри них. Лето 2022 года в Европе было достаточно жарким по местным меркам, поэтому, как и следовало ожидать, смертность от высоких температур оказалась существенной.
Всего в 35 странах, вошедших в работу, от жары умерли 61 672 человека. За пределами изученного периода авторы насчитали еще 1,2 тысячи смертей от высоких температур в 2022 году. Типичный показатель смертности от жары для 30 мая — 4 сентября в этих странах составил лишь 36,1 тысячи. То есть летом 2022 года такая смертность была на 25,5 тысячи выше нормы.
Согласно выводам авторов исследования, эти показатели очень велики и отражают тот факт, что население по-прежнему недостаточно осведомлено о самой угрозе температурной смертности. Это связано с ее природой: более 95% подобных событий внешне выглядят как инфаркт или инсульт. И их привычно списывают на «стресс», а самого понимания того, что неоптимальная температура — сильнейший из массовых факторов стресса, прямо влияющий на вязкость крови и кровяное давление, — у людей обычно нет.
Важный результат работы: смертность от жары среди женщин оказалась на 56% выше, чем среди мужчин. Для других регионов мира такой резкий разрыв между полами нетипичен. Пока не вполне ясно, чем именно он вызван.
Другой нетипичный вывод работы: наивысшая смертность летом 2022 года наблюдалась в средиземноморских странах. В Италии она составила 295 человек на миллион, в Греции — 280, в Испании — 237, в Португалии — 211. В среднем по Европе — лишь 114 на миллион. При этом самым жарким лето-2022 было во Франции — на 2,43 градуса Цельсия выше обычного. Однако смертей от жары на душу там было, напротив, очень мало — 73 на миллион, втрое меньше, чем в Испании, где летняя температура в среднем оказалась всего на 2,11 градуса выше нормы. Причины этой аномалии авторы работы не объяснили.
Для лучшего понимания контекста стоит сравнить жертв жары 2022 года с числом европейцев, погибших от холода за прошедший сезон. Только в 28 странах (Евросоюз плюс Великобритания) зима 2022-2023 годов убила на 68 тысяч человек больше, чем обычно, — из-за более высоких, чем ранее, цен на отопление. В то же время, по расчетам The Economist, этот показатель был бы на 70 тысяч выше, если бы зима в Европе была суровее, чем оказалось в действительности.
Комментарии
Не от холода зимой, так от жары летом!!!Когда же она уже вымрет-то?!
Ну, хорошо, а что делать-то? Не выходить из комнаты, не совершать ошибку? Причем эта комната должна быть снабжена системами отопления и кондиционирования, дабы всегда обеспечивать комфортные +20.
Также не стоит общаться с себе подобными - можно заразиться ковидом или еще чем похуже. Стресс - боже упаси, это верный путь на кладбище! Про автомобили, тепловые электростанции и прочие орудия массового убийства я вообще помалкиваю(
Впрочем, все это было у классиков. Читайте "Премудрого пескаря" Салтыкова-Щедрина.
Ну, достаточно очевидно, что с этим делать. См. африканцев. Эффективнее адаптироваться, как искусственно, так и физиологически -- больше бывая на улице, особенно в теплое время года. В Африке, в основном за счет последнего, народу больше, чем в ЕС, а смертность от жары кратно меньше.
Лично мне комфортно примерно при +30. А самый балдёж был однажды в Турции при +42.