Медицина

Время сна рассказало о развитии мозга маленьких детей

Родители маленьких детей во всем мире часто переживают, что их малыши спят днем меньше, чем положено в их возрасте. Однако исследование показало, что потребности детей очень индивидуальны, поэтому реальная картина несколько сложнее. Также ученые рассказали, что говорит об интеллектуальном развитии ребенка то, как долго и часто он спит днем.

По мнению педиатров, психологов и неврологов, дневной сон важен для маленьких детей. Он обеспечивает правильное психическое и физическое развитие, помогает справляться с эмоциями и впечатлениями, позволяет мозгу усвоить все полезное, что произошло в первой половине дня, избавиться от ненужной информации и «освободить место» в памяти для новых знаний.

Есть рекомендации, сколько малышам следует спать. В раннем возрасте требуется более частый и долгий сон, а к двум-трем годам дети обычно спят только один раз в середине дня. Вместе с тем некоторые уже в трехлетнем возрасте могут отказаться от дневного сна.

Подробнее изучить потребность детей в дневном сне взялись ученые Университета Восточной Англии (Великобритания), чью работу опубликовал журнал JCPP Advances. Подходящая возможность для такого исследования появилась во время пандемии Covid-19.

Прежде специалистам мешало то, что в дневное время малыши находятся в детских учреждениям, где редко спят столько, сколько им требуется. Но весной 2020 года, когда во время антиковидных карантинов детские сады закрылись, большинство детей оставались дома, где у них был более естественный режим сна. Этим и воспользовались британские специалисты.

Команда во главе с доцентом психологии, доктором Теодорой Глигой (Teodora Gliga) проанализировала информацию по 463 детям в возрасте от восьми месяцев до трех лет. Никто из них не посещал в это время детские учреждения.

От родителей ученые узнали о режиме сна малышей, их способности концентрироваться на задании, удерживать информацию в памяти, а также о количестве слов, которые те говорят и понимают. Кроме того, авторы работы собрали данные о социально-экономическом статусе родителей, включая уровень дохода и образования. Плюс специалисты выяснили, сколько времени дети гуляют и проводят у экранов телевизоров или за игрой в гаджеты.

Анализ показал, что дети с более частым, но менее долгим дневным сном (чем обычно в их возрасте) имели меньший словарный запас и хуже развитые когнитивные функции. Чем старше были дети, тем сильнее проявлялась связь между слабым словарным запасом и частым дневным сном.

Опираясь на эти результаты, исследователи пришли к выводу, что структура дневного сна ребенка говорит о его интеллектуальном развитии. Если малыш эффективно усваивает информацию во сне ночью, он может спать днем не так часто. И наоборот, дети, чья память, речь и другие когнитивные функции развиты хуже, нуждаются в более частом дневном сне. Сокращение сна для таких детей не поможет улучшить развитие их мозга. Напротив, нужно разрешить им спать так долго и часто, как они хотят, посоветовали специалисты.

«В прежних исследованиях говорилось, что в дошкольном возрасте детей нужно поощрять к частому дневному сну. Результаты нашей работы показали, что потребности детей во сне индивидуальны (в зависимости от уровня их развития. — Прим. ред.). Некоторые могут отказаться от дневного отдыха, потому что он им больше не нужен. Другие дети, даже в более старшем возрасте, могут еще нуждаться в дневном сне. <…> Решая, сколько ребенок должен спать, необходимо ориентироваться на его умственный возраст, а не на хронологический»‎, — подытожила Теодора Глига.